Национальная Идея России (ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ)

(Дневник философа-дилетанта)

Читать «Дневник философа-дилетанта» с начала

Когда-то Европа предложила нам свой вариант развития, который меркантильные европейцы для себя благоразумно отвергли. Зато своих фанатичных последователей она нашла в лице российских революционеров, продавшихся с потрохами бредовой идее построения коммунизма и её праотцам, избравшим Россию и её народ в качестве подопытного кролика в своих социальных экспериментах.
Однако ещё задолго до революции лучшие умы России предвидели, предсказали такое развитие событий и настойчиво предлагали обществу идти своим, национальным путём к лучшему будущему и светлым ориентирам, достойным каждого гражданина.

В «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского – февраль 1877 г.; глава «Русское решение вопроса» – мы имеем, по сути, Манифест Национальной Идеи России, который остаётся невероятно актуальным и по сей день. Можно черпать и черпать золотой песок мудрости этого русского гения, и не только из его публицистики, но и художественных произведений – богатство это неисчерпаемо, особенно если учесть то убогое состояние нашей нравственности, духовный потенциал нашего современника, его мнимые и истинные потребности. Но красной строкой всюду проходит его главная и первоочередная мысль, казалось бы, очевидная для всех нас, но не осмысленная и недооценённая во всех аспектах своего значения, утрированная до цинизма:  «надобно заботиться больше о свете, о науке и о усилении любви… обязательна и важна лишь решимость ваша делать всё ради деятельной любви».

Вот в этом аспекте, ключевом и основополагающем для всего остального, и поговорим сегодня о Национальной Идее России.

Вновь и вновь возвращаясь к поиску Национальной Идеи, мы её ищем, да только не там, где нужно искать, наивно полагаясь либо на счастливое открытие золотой жилы, либо на нового мессию, на что и кого угодно, лишь бы не напрягаться самим в утверждении Истины и не приносить покой обывательского существования на её алтарь. А Истина в духовно-нравственном аспекте Национальной Идеи России лежит на поверхности: повернись к ней лицом, протяни руки, распахни сердце. Нужно только не быть Иванами, не помнящими родства. Обратиться за советом к своим великим предкам, к своей истории, тысячелетним традициям своего народа и набраться решимости им следовать.

«…единственно возможное разрешение вопроса, и именно русское, и не только для русских, но и для всего человечества, – есть постановка вопроса нравственная, то есть христианская.

В Европе она немыслима, хотя и там, рано ли, поздно ли, после рек крови и ста миллионов голов, должны же будут признать ее, ибо в ней только одной и исход»

(Ф. М. Достоевский «Дневник писателя»_февраль 1877 г._«Злоба дня в Европе»)

Ссылаясь на Европу, Достоевский имеет ввиду предложенный ею рецепт реорганизации общества и построения его на коммунистических принципах – абсолютно европейское изобретение, впервые зарекомендовавшее себя на практике как парижская коммуна, и которое, в конечном итоге приняли на вооружение российские большевики, получив для реализации своей цели огромные инвестиции. Сама же Европа от этой иезуитской идеи благоразумно отказалась.

«…сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека. Тут дисциплина. Вот эту-то неустанную дисциплину над собой и отвергают иные наши современные мыслители: «слишком-де много уж было деспотизму, надо свободы», а свобода эта ведет огромное большинство лишь к лакейству перед чужой мыслью, ибо страх как любит человек всё то, что подается ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают общие законы, то есть такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, безо всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой-то неустанной дисциплине и непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин. С этой-то великодушной работы над собой и начинать надо, чтоб поднять потом нашу «Новь», а то незачем выйдет и подымать ее.

Да? Но что хорошо и что дурно – вот ведь чего, главное, мы не знаем. Всякое чутье в этом смысле потеряли. Все прежние авторитеты разбили и наставили новых, а в новые авторитеты, чуть кто из нас поумнее, тот и не верует, а кто посмелее духом, тот из гражданина в червонного валета обращается. Мало того, ей-богу начнет сдирать, со спин кожу, да еще провозгласит, что это полезно для общего дела, а стало быть, свято. Как же, в каком же смысле приступить к работе-то над собой, если не знаешь, что хорошо, что худо?»

(Ф. М. Достоевский «Дневник писателя»_февраль 1877 г._«О сдирании кож…»)

«…сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека»… Эта мысль проводится писателем неоднократно и во многих местах. То же самое говорил Марк Аврелий – римский император. Зло не в общественном строе, утверждал он, а в душах человеческих: «Кто изменит образ мыслей людей? А что может выйти без этого изменения, кроме рабства, стенаний и лицемерного повиновения?»

«надо выделаться в человека»… Для реализации этой задачи в масштабе нации, необходимо, как первое условие, проявление её самосознания. Того, что она есть, что она жива, что она способна развиваться и эффективно влиять на ход мировой истории. То есть, она должна осознавать, что представляет собой некую реальную Сущность, а не исчезающее в прошлом легендарное социально-этническое образование, наподобие Атлантиды.

Затем должен пойти процесс внутреннего духовного и нравственного оздоровления, который может быть запущен с помощью чётко сформулированной, вербализированной в умах Национальной Идеи России. Эта идея, образно говоря, могла бы стать путеводной звездой, подобно тому, как на заре христианской эры зажглась Вифлеемская звезда, указавшая человечеству Путь от варварства к цивилизации, от языческих верований к Вере, от хаоса к порядку.

Согласимся же наконец, что эта проблема (выделки себя в человека), сколь бы она не казалась неразрешимой, всё же решаема, и дело упирается лишь в нас самих. Задуматься прежде всего, имея ввиду будущее своих детей и внуков, отдавая должное памяти наших предков, затем сделать усилие над собой, довериться вечным истинам и вернуться в своей жизни к нравственным нормам и правилам, которые зарекомендовали себя на протяжении тысячелетий как панацея от деградации и упадка.

«Как же быть?

Стать русскими во-первых и прежде всего. Если общечеловечность есть идея национальная русская, то прежде всего надо каждому стать русским, то есть самим собой, и тогда с первого шагу всё изменится. Стать русским значит перестать презирать народ свой. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, так тотчас же начнет и он нас самих уважать. И действительно: чем сильнее и самостоятельнее развились бы мы в национальном духе нашем, тем сильнее и ближе отозвались бы европейской душе и, породнившись с нею, стали бы тотчас ей понятнее. Тогда не отвертывались бы от вас высокомерно, а выслушивали бы нас. Мы и на вид тогда станем совсем другие. Став самими собой, мы получим наконец облик человеческий, а не обезьяний. Мы получим вид свободного существа, а не раба, не лакея, не Потугина; нас сочтут тогда за людей, а не за международную обшмыгу, не за стрюцких европеизма, либерализма и социализма. Мы и говорить будем с ними умнее теперешнего, потому что в народе нашем и в духе его отыщем новые слова, которые уж непременно станут европейцам понятнее. Да и сами мы поймем тогда, что многое из того, что мы презирали в народе нашем, есть не тьма, а именно свет, не глупость, а именно ум, а поняв это, мы непременно произнесем в Европе такое слово, которого там еще не слыхали. Мы убедимся тогда, что настоящее социальное слово несет в себе не кто иной, как народ наш, что в идее его, в духе его заключается живая потребность всеединения человеческого, всеединения уже с полным уважением к национальным личностям и к сохранению их, к сохранению полной свободы людей и с указанием, в чем именно эта свобода и заключается, – единение любви, гарантированное уже делом, живым примером, потребностью на деле истинного братства, а не гильотиной, не миллионами отрубленных голов…»

(Ф. М. Достоевский «Дневник писателя»_январь 1877 г._«Мы в Европе лишь стрюцкие»)

«Стать русскими во-первых и прежде всего»! Слово «русский» звучит слишком гордо, чтобы его ассоциировать только с водкой. Русский брэнд должен присутствовать во всём и везде, будучи синонимом понятия русский дух. А уж если его ассоциировать с такими вечными ценностями как Вера и Любовь, то в этом уже не может быть никаких аналогов, ни в каком другом языке.

«Быть русским значит созерцать Россию в Божьем луче, в ее вечной ткани, ее непреходящей субстанции, и любовью принимать ее, как одну из главных и заветных святынь своей личной жизни. Быть русским значит верить в Россию так, как верили в нее все русские великие люди, все ее гении и ее строители. Только на этой вере мы сможем утвердить нашу борьбу за нее и нашу победу, – писал Иван Александрович Ильин, русский христианский философ и публицист, — …любовь есть основная духовно-творческая сила русской души. Без любви русский человек есть неудавшееся существо… …Без любви – он или лениво прозябает, или склоняется ко вседозволенности. Ни во что не веруя, русский человек становится пустым существом, без идеала и без цели. Ум и воля русского человека приводятся в духовно-творческое движение именно любовью и верою».

Мы, в массе своей стали неверующими – вот где собака зарыта! И хотя, подавляющее большинство ничтоже сумняшеся заявляют о своей вере в Бога, они неверуют, ибо Вера всегда должна быть предметна, а значит – божественна, и направлена, прежде всего, на то, что Господь завещал людям. А завещал он Любовь, даже сына своего Иисуса Христа принёс в жертву ради этой животворящей Идеи. Любовь не должна быть локальна и направлена только к Богу, к любимому человеку, к своему ребёнку, то есть оторвана от жизни и абстрактна. Она должна быть воплощена в повседневность, в каждый наш поступок, в любую, хотя бы только зарождающуюся мысль, в любое желание и потребность. Она предназначена быть всеобъемлющей, всеохватывающей, вселенской. Это должна быть любовь к жизни.

Вот тогда и зашевелится в нас зародыш духовного очищения, желание делать добро, примат духовного над материальным и зажжётся звезда вечной Истины ради жизни на земле.

Сегодня многими поднимается вопрос о «Новой Русской Идее» как инструменте решения всех проблем, оздоровления общества и выхода из цивилизационного тупика. Но вопрос в корне поставлен неправильно, уже в самой формулировке. Почему «Новая»? Идея – не женщина, как предмет порочного увлечения ловеласа, нуждающегося в постоянной смене впечатлений. Она – механизм самореализации нации. И если наша Цель – не распутство, а Вечные ценности, мы должны, и не просто должны, а обязаны взять самое ценное, самое лучшее из того, что было завещано нашими предками, далёкими и не столь, во имя нашего счастья и благоденствия. Она должна быть выношена и выстрадана веками, многими поколениями. Вечные ценности не новы. И нам не нужно изобретать велосипед. Достаточно лишь уважить памятью и зарубить себе на носу, если чувствуешь себя русским, завещание своих великих предков – праотцов-основателей Третьего Рима, таких, как Великий князь Киевский Владимир Мономах:

«…Если смягчит вам Бог сердце, слезы пролейте о грехах своих, говоря: «Как помиловал Ты блудницу, и разбойника, и мытаря, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви то делайте, и [спать] ложась. Ни одной ночи не пропускайте: если можете, поклонитесь до земли; если же занеможется вам — тогда трижды. А того не забывайте, не ленитесь: ведь этим ночным поклоном и [молитвенным] пением человек побеждает дьявола, и что человек нагрешит за день, этим избавляется. И когда на коне едете и нет у вас ни с кем дела, если других молитв не умеете сказать, «Господи помилуй» повторяйте беспрестанно в тайне (ибо эта молитва всех лучше) — нежели о пустом думать, ездя.

Более же всего убогих не забывайте, но сколько можете по силам вашим, кормите, и сироте [милостыню] подавайте, и вдовицу сами оправдывайте, а не давайте сильным погубить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет достоин смерти, не губите никакой души христианской. Говоря что-либо — дурное ли, доброе, — не клянитесь Богом, не креститесь — нет в том тебе никакой нужды. Если же будете крест целовать братии или еще кому, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том целуйте, а дав целование, соблюдайте его, чтобы, нарушив, не погубить души своей. Епископов, и священников, и игуменов [почитайте]; с любовью принимайте от них благословение, и не отстраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы принять по их молитве от Бога. Более всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что Ты дал нам, — не наше, но Твое, поручил нам на малое время. И в земле [ничего] не прячьте — то нам великий грех.

Старых почитай, как отца, а молодых — как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем смотрите. Не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь. На воевод не полагайтесь; ни питью, ни еде не потворствуйте, ни спанью; и сторожей сами снаряжайте. И ночью, повсюду наряд расставив, около воинов ложитесь, а вставайте рано. И оружие не снимайте с себя сразу, не оглядевшись, по беспечности — ибо внезапно человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда: оттого ведь душа погибает и тело. Куда бы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам ни своим, ни чужим вред причинять ни селам, ни посевам, чтобы не начали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите, накормите жаждущего. А более всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел: простолюдин ли, или знатный, или посол. Если не можете одарить — то пищей и питьем: они ведь, проходя, прославят человека по всем землям или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. И мимо человека не пройдите, не поприветствовав, доброе слово ему скажите. Жену свою любите, но не дайте им над собою власти. А вот вам конец всему: страх Божий имейте превыше всего.

Если начнете забывать это, то часто перечитывайте: и мне будет не стыдно, и вам будет добро.

Чего умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. Как и отец мой, дома сидя, выучил пять языков — оттого и честь от иных земель. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что доброе, прежде всего к церкви: да не застанет вас солнце в постели. Так ведь поступал отец мой блаженный и все добрые мужи свершенные. На заутрене воздав Богу хвалу, и потом при восходе солнца, и увидев солнце, [надлежит] прославить Бога с радостью и сказать: «Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет Твой прекрасный» (ср. Пс. 12, 4). И еще: «Господи, приложи мне лето к лету, чтобы, в прочих грехах своих покаявшись, исправил жизнь свою». Так я прославляю Бога, и когда сажусь думать с дружиною, или [собираюсь] творить суд людям, или на охоту ехать, или на сбор дани, или ложиться спать…»

(начало двенадцатого века)

Идея не может быть новой по определению, если только это Идея с большой буквы. Если её не подменяют идеологией.

Национальная Идея не имеет отношения к идеологии. Идеология преходяща и создаётся в интересах правящей элиты, либо тех, кто метит на её место.

Национальная Идея имеет отношение к Идеалу – тому условному Абсолюту к которому жизненно необходимо стремиться всякой Личности и всякому Сообществу в целях своего процветания.

«В системе национально-государственной идеи, – пишет Подолец В. В. в статье «Российскую идею нужно обосновать», – как, по -видимому, и всякой другой, центральное место принадлежит идеалу — перспективе общественного прогресса, которая становится общепризнанной, зовёт людей к совместным и активным действиям».

Идеал – это то, вокруг чего формируются Вечные Ценности, нравственный стержень Личности, народные представления о Добре, верования и Вера.

Отрицание Идеала означает деградацию и упадок, доминанту Хаоса в Системе общественного порядка и личностного развития индивидуума.

Поэтому мы говорим, что Национальная Идея России должна строиться на Идеалах. Не декларативных и лицемерно-многообещающих идеологических штампах, а проверенных временем и испытанных всей человеческой историей Вечных Ценностях.

Первый из которых есть Идеал Любви.

Есть иное понятие «идеи», не рассматриваемое нами как социальный термин. У слова, которое  пишется с маленькой буквы, совсем другой смысл, и мы оставляем его за рамками нашего обсуждения.

Речь, безусловно, идёт об Идее с большой буквы – о том, что наряду с понятиями Любовь, Истина, Вера, Свобода, Родина, Мать и Отечество составляет нравственную и духовную основу нации. А это понятия Вечные, не подверженные инфляции до тех пор, пока сама нация не начнёт деградировать. Сегодня мы остро нуждаемся не в «новой» идее, а, как никогда прежде, в Вечных  Истинах, забытых и во многом утраченных нами на тернистых путях истории.

«Русская Идея есть нечто живое, простое и творческое, – не уставал повторять И. А. Ильин, – Россия жила ею во все свои вдохновенные часы, во все свои благие дни, во всех своих великих людях. Об этой идее мы можем сказать: так было, и когда так бывало, то осуществлялось прекрасное…»

Теперь поговорим о втором определении так называемой «Новой Русской Идеи». Почему «Русская»? Да, Достоевский и впоследствии Ильин пользовались термином «русская», но лишь потому, что в то время он был собирательным образом нации, включающем в себя все национальности и народы, входящие в состав Российской империи. Учитывая то, что в период новейшей истории собственно русская национальность (ввиду многонациональности государства) стала утрачивать свои уникальные этнические особенности и качества, размываясь и ассимилируя в многонациональное, возникла естественная необходимость оставить за русскими русское, а за общенациональным – Российское (ввиду принадлежности к Российскому государству). Поэтому ныне собирательное определение нации как государствообразующих национальностей, народностей и этнических групп, более корректно и логично звучит в формулировке «российская нация», аналогично тому как имеет место быть, например,  «американская нация».

Это – дань уважения всем народам и национальностям, проживающим в нашей стране, всем тем, кто не просто считает себя гражданами Росси, но и ассоциирует себя с русской нацией. Только тогда «русская Идея» обретёт свой истинный смысл, говоря о котором нам следует вспомнить и творчески воспринять формулировки И. А. Ильина, почёркивавшего, что «Русская Идея есть нечто живое, простое и творческое»:

«Запад нам не указ и не тюрьма. Его культура не есть идеал совершенства. Строение его духовного акта (или вернее – его духовных актов) может быть и соответствует его способностям и его потребностям, но нашим силам, нашим заданиям, нашему историческому призванию и душевному укладу оно не соответствует и не удовлетворяет. И нам незачем гнаться за ним и делать себе из него образец. У запада свои заблуждения, недуги, слабости и опасности. Нам нет спасения в западничестве. У нас свои пути и свои задачи. И в этом – смысл русской идеи;

Мы призваны и обязаны идти своим путем, – очищать свое сердце, укреплять свое созерцание, осуществлять свою свободу и воспитывать себя к предметности. Как бы ни были велики наши исторические несчастия и крушения, мы призваны самостоятельно быть, а не ползать перед другими; творить, а не заимствовать; обращаться к Богу, а не подражать соседям; искать русского видения, русских содержаний и русской формы, а не ходить в кусочки, собирая на мнимую бедность. Мы западу не ученики и не учителя. Мы ученики Богу и учителя себе самим. Перед нами задача: творить русскую самобытную духовную культуру – из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность. И в этом – смысл русской идеи;

Мы должны заботиться не об оригинальности нашей, а о предметности нашей души и нашей культуры; оригинальность же «приложится сама, расцветая непреднамеренно и непосредственно. Дело совсем не в том, чтобы быть ни на кого не похожим; требование «будь как никто» неверно, нелепо и не осуществимо. Чтобы расти и цвести, не надо коситься на других, стараясь ни в чем не подражать им и ничему не учиться у них. Нам надо не отталкиваться от других народов, а уходить в собственную глубину и восходить из нее к Богу: надо не оригинальничать, а добиваться Божьей правды; надо не предаваться восточнославянской мании величия, а искать русскою душою предметного служения. И в этом смысл русской идеи».

Таким образом, мы видим, что буква «русской Идеи» в формулировке наших великих соотечественников ничем не противоречит букве формулировки сегодняшнего дня, учитывающей реалии новейшей истории, этническое и религиозное многообразие России. Сегодня мы имеем все основания говорить, когда идёт речь о государстве Российском, не о «русской Идее» с её имперским акцентом, формально сбрасывающим со счетов все другие национальности, а о её эквиваленте – «российской Идее» со своим современным смыслом. Конечно, если только мы хотим сохранить общую государственность, а не распасться на удельные княжества, султанаты и халифаты.

Речь сегодня должна идти о Национальной Идее России.

Национальная Идея России – вот что должно стоять в повестке дня Всероссийского Форума, необходимость которого назрела и усиливается по мере того и в той степени, в какой наше общество, наше государство позиционируют себя с Великой нацией и с Великой Россией.

Вячеслав Отшельник «Дневник философа-дилетанта» 24 февраля 2011 г.


ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ дневник философа-дилетанта: Национальная Идея России. ФОРУМ

Старые комментарии на эту публикацию:

bukwojad

24.02.2011 в 19:59

Порадовали Вы меня последними 5-ю абзацами. То, что Выше – не бесспорно, но к выводам Вы пришли правильным. Порадовал критический подход, увязывание мыслей классиков с современностью, т.е. отбрасывания того, что на Ваш взгляд было справедило для времени, в котором жили Ваши «оппоненты» и не годны в силу новых обстоятельств сегодня.

К недостаткам: мало аргументов-фактов из реальной жизни(кроме мифологии) утверждающих Вашу правоту (одни лишь ссылки на мысли классиков-оппонентов.), которые временем не оправданы-подтверждены.
(несмогтря на их старость-древность).
Из-за этого Вы встали в один ряд с опппонентами-пророками-утопистами.
Я с удовольствием встал бы в ваши ряды по целям, если бы они были более наполнены практической мудростью. Статья хорошая, но не завершённая.
Ваш постоянный оппонент – Букво-Яд

В. Отшельник

25.02.2011 в 09:24 

Благодарю Вас, Виктор, что не обиделись на меня за нашу прежнюю пикировку. Но ещё больше рад, что не оставили без внимания такую важную тему.
Статья конечно не идеальна. Сама по себе она и не претендует на манифест. Это лишь изложение моего видения теми средствами и с помощью тех знаний, которые у меня есть. Возможно, Вы правы, указывая на недостатки. Но здесь хотелось бы Вашего уточнения: что Вы называете «практической мудростью». Означает ли это, что статья должна стать ещё более громоздкой или следует сократить что-то из приведённого?

bukwojad

25.02.2011 в 11:01

Автор:»Означает ли это, что статья должна стать ещё более громоздкой или следует сократить что-то из приведённого?»
Эти правильные вопросы задайте себе, найдите на них ответ и будете ближе к истине.

Секрет ГАРМОНИИ лежит:

— с одной стороны, в экономике и в политике,
— а с другой – в душах человеческих.

Вы справедливо уделили внимание на формирование в душах общечеловеческих ценностей. Но нет души без тела. Ну не родился плод и отпадает. не появляется разговор о формировании его души. Носителем души является тело и эту часть проблемы решает экономика и политика. В здоровом теле – здоровый дух. По армейски выражаясь ( Вы служили в армии) путь к душе солдата через его желудок. Вспомните суворовскую «науку побеждать». Аналогия уместна. Т.е., забывая о первопричинности – материальной основы, Вы становитесь утопистом-мечтателем. Что само по себе неплохо, но для решения проблемы на практике – недостаточно. Поэтому Ваша статья воздушно-прекрасна и только.

По тексту: присутствует, к сожалению у Вас это ещё болезнь, противоречивость фраз. В одном месте звучит: как только – так сразу. В другом утверждение в длительности процесса. Прочитайте ещё раз внимательней, Вы не сможете этого не заметить. Категоричность формулировок(некоторых) и приводит к противоречивости смысла.
За Вас Вашу самоработу делать не считаю нужным – сами справитесь. Ещё раз подчёркиваю: Ваша статья шаг вперёд от прежних Ваших изложений. Вы знаете: подхалимством я не занимаюсь. Буквояд

Elena

05.08.2011 в 19:33 

«Но нет души без тела. … В здоровом теле – здоровый дух».
Во-первых, душа без тела может существовать (жизнь её после завершения земного воплощения), а вот тело без души жить не может. Ну, и что носителем чего является? …
Во-вторых, налицо – стереотипное воспроизведение неверного (неполного) цитирования. «В здоровом теле – здоровый дух» – усеченный вариант фразы «Надо Бога молить, чтобы был в здоровом теле здоровый дух». При сравнении обоих вариантов, очевидно, что «неполный вариант» существенно искажает смысл исходного высказывания.
таким образом, основная ошибка – тело (и материальное) ставится на первое место, а душа (духовное, идеальное) – на второе. Убеждена, что должно быть наоборот – в том числе и при формулировке Национальной Идеи России: сначала – Бог, Любовь (прежде всего – Любовь к Богу, выполнение заповедей), а потом – экономика и политика. Главное – нравственное содержание, мотивация (в этом я согласна с Вячеславом Отшельником), это определяет все остальное.

Facebooktwitterredditpinterestlinkedinmail

Добавить комментарий