Дневник философа-дилетанта

ПУБЛИЦИСТИКА
Материал подготовлен к публикации в тематической рассылке «Твой Личный Дневник» в 2010 г.

В настоящее время рассылка закрыта.

ПРЕДИСЛОВИЕ (обращение к читателю)

Дорогие друзья!
Сегодня для меня очень значимый день. Этим выпуском рассылки открывается новый цикл публикаций «Дневник философа-дилетанта».

Упреждая возможный и закономерный вопрос, является ли этот дневник личным, интимным, что ли, – тем, что мы привыкли понимать под классическим реальным личным дневником, определение которому я попытался дать в одной из своих статей, готов ответить, что в чистом виде – нет. Для этого существует отдельная тетрадь, которой ещё не пришло время, а может быть, и никогда не придёт, стать достоянием общественности.

Но то, что будет предложено заинтересованному читателю здесь – тоже дневник, хотя и несколько иного характера.

В данном случае, речь не идёт о жанре. Дневник, как литературный жанр – понятие более общее. Здесь мы имеем своего рода разновидность дневника. Когда есть, как пишет один из читателей рассылки, Дмитрий Урбек, дневник «для себя», и есть – «для остальных». Вот это – «для остальных». Но если бы знали вы, какое значение я придаю для себя этому дневнику… Не сочтите меня слишком тщеславным, но всё-же признаюсь, что эта будущая работа по своей форме и сущности стремится к тому, что называется дневником писателя (по примеру Ф. М. Достоевского), с той лишь разницей, что писателем я могу себя назвать с большой натяжкой, в той степени, в какой, с вашего позволения, я не графоман. Но об этом уже судить не мне. Тем более, что следует иметь ввиду: у меня нет соответствующего образования.

И если кто-нибудь возразит, дескать, прибедняешься, брат, у тебя, мол, хороший слог, своеобразный стиль, интересные мысли – оставим это на его совести. Сами же не будем обольщаться насчёт моего профессионализма и имеющейся ввиду компетентности во всех вопросах, которые я намерен поднимать и даже обсуждать с вами на страницах этого дневника.

К чему такое самоуничижение, – скажете вы. Да нет. Это не то. Просто в мои планы совершенно не входит показать себя с выгодной стороны, приподнести своей аудитории как некоего состоявшегося и востребованного деятеля, мастера своего дела, тем более, питать этим свои меркантильные амбиции.

Амбиции у меня есть, и меркантильные тоже, чего греха таить. Как и то, что они далеко не реализованы. Дело в другом. Я не хочу ничего прибавить к тому, что в действительности собой представляю. Зачем? Смысл?

Почему «дневник философа-дилетанта»?
Да потому, что я совсем не философ, а всего лишь, философствующий субъект. А это большая разница для тех, кто понимает. Если же кому-то актуально уловить эту разницу, могу предложить своё коротенькое эссе, опубликованное прежде в моём блоге и некоторых других ресурсах под названием У меня нет философии….

Кстати, для меня очень важно ваше мнение, и я был бы очень рад, если, зарегистрировавшись там, вы оставите свой комментарий. При этом оговорюсь, что я не жду одних лишь одобрительных реплик – слишком много было бы чести, – но особенно уважаю конструктивную критику и неравнодушное участие аудитории.

Но вернёмся к вопросу, почему «дневник философа-дилетанта»? Ибо это основополагающий вопрос, связанный с концепцией и замыслом данного дневника.

Да потому, друзья мои, что я действительно дилетант. И не ищите в этом подвоха. Дилетант во всём, что связано с теорией и практикой жизни. Мне стыдно, конечно, признаваться в этом. Тем более, что ведь такое признание (исповедальность) ещё не означает, что я оправдываю себя в этом. Нет, конечно. Но что поделаешь… Так сложилось.

Можно было бы, впрочем, застрелиться, так как ничего уже не исправить. Но это не наш путь, как говаривал дедушка Ленин.

Я действительно дилетант во всём, ибо неуч, он же самоучка, он же невежда. А чего вы хотите? – Кого я только не прочитал! Ни одного философа-классика не прочитал. Ни одного классика литературы, ни их произведений, не знаю толком. Лишь робкие, хаотические попытки хотя бы в чём-то устранить свои вопиющие пробелы в знаниях. То есть, имеет место лишь попытка прозреть, реанимации, если хотите, трупа, уже издающего смердящий запах разложения. Но если не хотите, – пусть это будет попытка превзойти себя в своей многолетней серости, пассивности, необразованности, глупости…

Говорила моя Алёнушка: «Не пей из копытца, – козлёночком станешь».
— Не послушался…

Ладно, не буду слишком самокритичен. Это так, к слову. Для связки чувств, всего, что накипело.

Идём дальше.
Впрочем, на сегодня, пожалуй, достаточно. А то так и иссякну весь, изойду в словоблудии, не сказав ничего по существу. Но в следующем выпуске рассылки непременно поговорим о чём-нибудь важном, непременно пофилософствуем, непременно выдадим на гора чего-нибудь новенькое или хорошо забытое в суете мирской. «Да и нет такой старой темы, – утверждал в своё время Фёдор Михайлович, – на которую нельзя бы было сказать что-нибудь новое. Я, конечно, не претендую на новое (где мне!), но рискну хоть для очистки совести: всё-таки скажу» (Ф. М. Достоевский. «Дневник писателя», 1876 г.).

С этого и начнём…

Вячеслав Отшельник. 11 ноября 2010 г.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Facebooktwitterredditpinterestlinkedinmail

Добавить комментарий