Дурман язычества

Вера и Религия

Мой комментарий на статью Андрея Брусникина «ПравоСлавие» в сообществе «ФИЛОСОФИЯ»
16 января 2010 г.

Если принять во внимание, что Вера, всё-таки, первична по отношению к религии, ибо появилась задолго до возникновения последней, то и верования, чем, по сути является язычество – лишь закономерный этап в эволюции человека. Религия пришла на смену верованиям, упорядочив и систематизировав предшествующий мировоззренческий опыт. Говорить о преимуществах язычества – маразм, так как происходит отрицание необходимости эволюции, закономерности этого процесса, который есть не что иное, как движение к единому целому, приближение к Истине. Возникновение религий оправдано, хотя бы, уже одним тем, что они предложили нам Нравственность, которая, как таковая, отсутствовала в язычестве. А нам предлагают оставаться дикарями, вечно голыми и пустыми в своём духовном пространстве.

На базе Православия, невзирая на все его внутренние проблемы, возникла и удержалась, вопреки всем катаклизмам истории, Российская государственность. Пропаганда язычества теперь – это лицемерная попытка расшатать государственность России, подкопать фундамент её самобытности и независимости. Понятно, откуда ветер дует…


КОММЕНТАРИИ:

Громова Настя 17 января 2010 г.

Вячеслав, все это отчасти верно, что ты написал, но не совсем полно..Проблема язычества и неоязычества намного глубже. Сугубо отрицательное понимание язычества как такого и тот негативный налет, который мы так или иначе подразумеваем по сути своей не имеет ничего общего с первоначальным язычеством. Не язычеством как ересью, а истинным язычество…той истинной близости к природе и космосу…
если интересно, полностью конечно не выложить, могу лишь только статью свою. К сожалению работа не закончена «Неоязычество в контексте современной культуры», но вот мое видение не в котегоричном отрицании истоков(а язычество это истоки)То , что происходит сейчас…этот процесс возвращения, так называемоего неоязычества ..лишь доказательство нехватки…….а вот что нам не хватает? в этом и вопрос

В. Отшельник 20 января 2010 г.

Истоки и язычество отрицать, как таковые, бессмысленно, Настя. И тут мне возразить нечего. Но понятие «неоязычество» имеет уже иной смысл и назначение, как мне кажется, неоднозначно и уязвимо как новое мировоззрение. Я не отказываю ему в праве на существование, но следует помнить и о возможных негативных последствиях в случае его неадекватно-активного продвижения в сознании общества.

Громова Настя 20 января 2010 г.

да вот про неадекватность полностью согласна…язычеством прикрывалисьи прикрываются многие организации с большим знаком минус…
те же готы…куча всяких псевдотечений кот несут в мир деструктивное начало да..это вес есть, я этого не отрицаю

Громова Настя 17 января 2010 г.

НЕОЯЗЫЧЕСТВО КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Неоязычество как акт мировоззренческого противодействия устоям современной цивилизации.

Истина одна, но путей к ней много.

Неоязычество является ярким и интересным феноменом, характеризующим ментальность современного человека. Возникновение множества субкультур, культивирующих «языческие» эстетику и систему ценностей, в современном мире является одним из симптомов мировоззренческого кризиса западной цивилизации. Исследование проблем неоязычества связано с анализом особенностей структуры духовной жизни общества, с поиском фундаментальных устойчивых структур сознания (Душков Б. А. Психосоциология менталитета и нооменталитета. Учебное пособие для вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002. –448 с. )
Появление в XX веке множества религиозных организаций, деятельность которых направлена на реконструкцию древних духовных традиций, имеет свои исторические и культурные предпосылки. Неоднозначное состояние современной культурной ситуации характеризуется поиском различных путей и способов дальнейшего развития. При этом плюрализм во взглядах и потеря общих нравственных ориентиров нередко ведут к бездуховности и потери сакрального. Откуда возникает интерес к неоязыческим религиям? По мнения многих исследователей, «это происходит вследствие разочарования в ценностях современного мира, которые привели к духовной и материальной катастрофам, вследствие разочарования как в мировых религиях, так и в материалистическом видении мира»(«Язычество»А.А. Грицанов, А.В. Филлипович, Минск 2006, стр328)
Нравственно-этический кризис современности провоцирует поиски новых идеалов и мировоззренческих установок. Однако обновление взглядов и традиций нередко происходит за счет реставрации существующего исторического опыта. Так на территории Европы и США возникло идейно-религиозное течение названное «неоязычеством». Процесс реконструкции древних языческих культов называют «Традиционалистским возрождением». Неоязычество является особой идеологической формой, которую можно рассматривать как попытку создания новой религии для новой эпохи.
Многие исследователи сходятся на мысли, что предпосылками актуализации языческих традиций в XX веке стал кризис рационализма .
Основная тенденция заключается в том, что западное сообщество в XX веке стремиться найти пути выхода из нравственного кризиса вне монотеистических религий, отказавшись от их основных ценностей и догм.
Кризис монотеизма на западе был связан с рационализацией христианской религии. Христианская мораль стала ассоциироваться с буржуазным обществом. Язычество, восточное и западное, мыслилось как противоположность этой буржуазной морали. Результатом идейного пересмотрения господствовавших в обществе взглядов стало освобождение от общепринятых моральных устоев, нравственное и сексуальное раскрепощение. Вместе с тем стал активно развиваться процесс поиска форм духовногосамоопределения.
В начале XX века в буржуазной Европе широкое распространение получают идеи пантеизма. Этот процесс можно рассматривать как одну из основных предпосылок возникновения неоязычества. Возрождение пантеистической идеологии, в основе которой лежит мысль о тождестве Бога и человека, о растворённости Бога в природе, можно связать с целым рядом причин:
1) Высокие темпы урбанизации и технизации, вызвавшие тягу человека к природе, к естественному, гармоничному сосуществованию с ней.
2) Снижение влияния общественной морали, которая теперь рассматривалась как подавление личности, требующей морального раскрепощения.
3) Акцентирование внимания на эмоциональной, чувственной сфере, как ответ на излишний рационализм современной цивилизации.
4) Активный поиск национальных корней и идентичности, что было связано с процессами глобализации и размывания идентичности отдельных культур. Идея пантеизма реализовалась в данном случае как идея растворения в народе, поиск истоков национальной самобытности и автономии.
Наряду с общими тенденциями, эти процессы нашли своё отражение и в сфере научных исследований. В Европе в это время велась активная исследовательская работа по изучению языческих корней различных национальныхкультур.
5) Апокалиптические настроения, связанные с ожиданием конца старого мира, также послужили предпосылкой возвращения к традициям язычества, ориентированным на слияние и взаимодействие человека с силами природы, а не на морализаторские установки.
По мнению многих исследований, неоязычество стало вариантом удовлетворения социального недовольства имеющимся положением дел. При этом неоязычество, не имеющее строгой идеологии, обладало качествами мировоззренческой гибкости. Его идеи и установки позволяли подстроиться под различные концепции и традиции. С утверждением принципов мультикультурализма и политкорректности, с принятием законов о свободе вероисповеданий, концепции возрождения самобытных, национальных языческих традиций получали все большее распространение (22. Свобода вероисповедания.http://usinfo.state.gov/russki/topics/dem). На формирование неоязыческих концепций, повлияло также распространение в Европе и Северной Америке идей восточной философии и эзотерики. Они дали обоснование тем практикам, которыми в прежнее время пренебрегали, считая суевериями.
Необходимо отметить, что идеология неоязычества оперирует терминами современной науки, черпая из нее новые идеи и обоснования для религиозно-мистических концептов. По мнению Найджела Пенника (15. Найджел Пенник, Пруденс Джонс. История языческой Европы. Язычество старое и новое . – http://errasiabooks.narod.ru/Barbaricum/Pennic–pagans-text.htm), неоязычество характеризуется сходным набором идеологем, присущим всем традиционалистским течениям современности. Среди таких идеологем можно назвать – толерантность, экологизм, единение с природой, пантеизм.

Также Одним из значимых этапов в формировании неоязыческого мировоззрения послужили открытия известных антропологов и этнографов. Б. Малиновский, А. – Р. Радклиф-Браун, К. Леви-Стросс и К. Леви-Брюлль, М. Элиаде, развернув исследования архаических культур и религий, доказали, что языческие верования не уступают по своим идейным установкам религиям цивилизованного мира. Язычество – является единым, общечеловеческим прошлым, а не собранием суеверий «отсталых» народов. Этот мировоззренческий подход обеспечил развитие отдельных отраслей гуманитарных наук, занимающихся анализом культуры архаических обществ. Он открыл новый этап в исследовании архаического, мифологического мышления, его роли в истории и сознании человека.
В 1954 году, этнограф и любитель древностей Джеральд Гарднер основал в Великобритании Викканское сообщество. Гарднер утверждал, что знания ему передали последние представители древней языческой религии викки – веры в колдовство. Еще М. Элиаде утверждал, что колдуны и ведьмы, истребляемые в период средневековья, являлись последователями языческих магических культов, связанных с плодородием и верой в женское божественное начало, а не приверженцами Сатаны. Возможность появления подобного объединения в Европе связана еще и с отменой в Великобритании в 1954 году закона о запрете колдовства.
Не смотря на то, что Гарднер заимствовал идеи не только европейских культов, но и восточных традиций, а также греческих мистерий, сам факт организации им нового религиозного течения на основе принципов языческой культуры примечателен. Характерная для многих традиционалистских сообществ эклектичность в Викке проявилась в полной мере.
Ярким этапом в формировании неоязычества стали шестидесятые годы. Движение хиппи, зеленых, использовали концепции и практики традиционных религий, применяя их как орудие антитоталитарной борьбы. Хиппи проповедовали «первобытное» равенство и стремились к возрождению экстатического опыта древности, идей синтеза различных религий, их ритуалов.
Появившиеся во второй половине XX века неоязыческие сообщества отличаются большим разнообразием. Примерами являются «Rodzima Viapa» в Польше, группа «Dievturi» в Латвии, литовское объединение «Ромува», исландское «Асатру», Британский орден друидов, Группа галльских друидов во Франции. Не отстает в этом лане и балто-славянский регион, а напртив в последниее время отличается тенденцией возрастания коичества неоязыческих и псевдоязыческих организаций. Два обстоятельства выделяют наш регион на фоне общей европейской традиции. Во-первых, именно здесь кризис проявляется особенно очевидно. Во-вторых, именно балты и славяне дольше других европейских народов сохраняли и сохраняют живую языческую сакральную традицию; до сих пор на Руси под видом кажущегося христианским культа ряда святых сохраняется древний культ традиционных богов, сокрывшихся под чужими именами, всевозможные суеверия и культурные «перекодировки».
При всем многообразии неоязыческих организаций, существует ряд сходных, объединяющих черт, что связано с общими особенностями языческих религий. Как отмечал Найджел Пенник, все языческие религии характеризуются политеистичностью. При этом множество божеств могут быть воплощены в двух, трех или одном верховном божестве. В подобных религиях провозглашается признание женского божественного принципа. Здесь мы вновь сталкиваемся с взаимовлиянием некоторых тенденций современного общества, таких как феминизм, экологические движения и неоязычеством. Найджел Пенник считает, что, например, именно движение эмансипации стимулировало поиск религии, которая почитала бы женский божественный принцип Найджел Пенник, Пруденс Джонс. История языческой Европы. Язычество старое и новое . – http://errasiabooks.narod.ru/Barbaricum/Pennic–pagans-text.htm).

Таким образом, неоязычество рассматривается современными исследователями как явление, служащее отражением сложных социальных процессов, происходящих в современном обществе. Стоит отметить, что это «отражение» бывает как естественным и адекватным, созидательным, так и весьма «уродливым», несущим деструктивное влияние на общество. Можно выделить ряд общих факторов, способствующих появлению новых религиозных течений в 20 веке. К ним относятся недовольство противоречиями внутри монотеистических конфессий, социальные противоречия в мировоззренческих системах, поиск форм традиционной религиозности и культурной идентичности, экологический кризис ( Религии народов современной России/ Словарь. – Мчедлов М.П. – М.: Республика, 1999. – 624 с.). Кроме того, можно указать такие факторы, как влияние изменившихся взглядов на древнюю историю под воздействием новых археологических открытий, снижение авторитета христианской религии среди интеллигентской среды, недовольство процессами глобализации.
Отличительными особенностями неоязыческой парадигмы являются толерантность, синтез черт различных религиозных систем. Она основывается на противопоставлении традиций монотеистического индивидуализма и языческого пантеизма. Неоязычество является определенной реакцией на тотальное наступление техногенной цивилизации.
Развитие идей неоязычества имеет прямое отношение к архетипичной идее «золотого века» дохристианской Европы.
Возрождение язычества может считаться составной частью общего процесса возвращения человека к гармоничному существованию. Этот сложный, многоплановый процесс требует разностороннего теоретического и практического изучения.

В. Отшельник 20 января 2010 г.

Настя, твоя статья весьма познавательна. К сожалению, я не знаком с теми авторами и их работами, о которых ты упоминаешь. Вообще, в своём комментарии я впервые коснулся этой тематики, и он явился спонтанной реакцией отторжения предполагаемого противопоставления традиционной религии, игнорирования того богатого опыта, что был накоплен человечеством на протяжении двух тысяч лет.
Изучение истоков, первобытных верований, мировоззренческого опыта дохристианской эпохи, безусловно, должно иметь место, тем более, что это — огромное белое пятно в наших познаниях. Но рассматривать это как потенциальную альтернативу современным религиозным концепциям, на мой взгляд, несерьёзно, так как перечёркивает духовно-нравственный потенциал, ставший результатом мышления и развития человека постязыческого периода.
Причины неоязычества понятны. Объяснение его актуализации верны. (Таким образом, неоязычество рассматривается современными исследователями как явление, служащее отражением сложных социальных процессов, происходящих в современном обществе. Стоит отметить, что это «отражение» бывает как естественным и адекватным, созидательным, так и весьма «уродливым», несущим деструктивное влияние на общество).
Но здесь не прослеживается чёткой позиции автора относительно преимуществ или недостатков неоязычества по отношению к традиционным религиям.
Одно дело рассматривать языческие верования в качестве альтернативы, и совсем другое — в контексте привнесения его нового понимания (обогащения им)в фундаментальные знания и Религию.
Безоглядное принятие неоязычества в качестве альтернативной религии, неадекватно активное продвижение его в качестве нового мировоззрения, чревато расшатыванием нравственного стержня и социальными потрясениями мирового масштаба. Изучение язычества не должно выходить за рамки чисто научных исследований. ИМХО.

Громова Настя 20 января 2010 г.

все верно пишешь, я в принципе про это же написала….я не призываю реставрировать языческий опыт…он без без меня настолько мощно отреставрирован уже…причем во многих случаях гармонично…что я могу лишь изучать…я православный человек, верующий и считаю православие самой наимудрейших знаний..не в том конечно ключе как сейчас (я сторонница исихазма-Сергий Радонежский…это не православие для масс..это действительно знания наивысшего порядка)Я говорю лишь о том….что мы оторваны от матери природы настолько, что практически потеряны для мира…
но вот вопрос к тебе ты Аватар смотрел кстати???

В. Отшельник 20 января 2010 г.

Нет, не смотрел. Какая бы масштабная реклама не была, она для меня не убедительна. Для этого нужна авторитетная рецензия или рекомендация, например, твоя, Настя…
А что, действительно стоит того, чтобы посмотреть?

Громова Настя 20 января 2010 г.

да я смотрела 2 раза и оба с огромнейшим удовольствием…фильм не лишен американских штампов…но бог с ними…идея прекрасна создана и озвучена…американцы удивили меня лично…я уважительно к Камерону относилась всегда…он выстреливает редко , но метко…проект масштабный. Даже если отключиться от всех идей сама форма…она новая и на это интересно посмотреть…до какой степени развиты уже компьютерные технологии , после этого фильма я готова признать, что эти технологии вышли на какой-то уже уровень искусства ,возможно…но время покажет..

извини ,наверное пишу с ошибками и без запятых…сознательно не перепроверяю…так как времени мало, а информацию выдавать хочется…а ногти длинные))))))))))))))))))))

просто интересно твое мнение после этого фильма….я в нем увидела и свою тему…там показан именно вот это глобальный разрыв современного человека с природой, что противоестественно по самому закону природы,из которой мы вышли…
в фильме пару моментов есть…таких духовного порядка…когда веришь им….именно вот в эту связь,которую мы утратили…и что их верования =-это никакая-нибудь секта…это ,то что мы потеряли…
посмотрите…лучше конечно в кинотеатре и в 3 D формате,это стоит того

В. Отшельник 20 января 2010 г.

Уже заинтригован. Посмотрю обязательно.

Ольга… 18 января 2010 г.

Если неоязычество — призыв возвратить человека к гармоничному существованию с природой и житию в ладу с самим собой, то я — за!

В. Отшельник 20 января 2010 г.

Ольга, «возврат человека к гармоничному существованию с природой и житию в ладу с самим собой» отнюдь не обусловлен отрицанием традиционной Религии и существующей нравственности, отсутствовавшей в языческих верованиях. Для этого достаточно взять только лучшее, что, может быть было утрачено в последние две тысячи лет. Ведь не собираемся же мы приносить в жертву богам людей и животных.

Ольга… 20 января 2010 г.

Так и я о том же! Назад в темное прошлое я же не зову!

В. Отшельник 20 января 2010 г.

Вот и хорошо!

Громова Настя 20 января 2010 г.

вот и я про то….я изучая… пришла к выводу, что все же должна быть эта пресловутая гармония…во всем….

Кукумай (Олег Куликов) 21 января 2010 г.

Всё собирался и собирался ответить и наконец собрался.
Я расцвет неоязычества, естественно, не могу рассматривать как положительное явление ни в коем случае, тем более, что люди возрождающие его в России не «разочаровываются в христианстве», а идут к язычеству от материализма и безбожия, от советской религии — с мощами Ленина, культом Маркса-Энгельса, божками-стахановцами, крестными ходами — демонстрациями, мистериями-партсобраниями, мифом-историей КПСС etc. То, что язычество расцветает буйным цветом в России — это следствие вопиющего религиозного невежества и культурной серости (а на Западе — забытьем и оскоминой от бесконечного морализаторства и упрощенчества — читайте Честертона, он это ярко обличает). И это не обличение — это жалость к людям. Вот исторический вопрос — почему монотеистические культы всегда над языческими одерживали победу? всегда распространялись быстрее, чем язычество. И это движение было как раз не «огнём и мечом», как пытались это утверждать историографы-атеисты, а движение мирное, по большей части спокойная и лёгкая смена одного другим. «Религии существуют, дабы помочь человеку узреть божественный свет» — писл Арнольд Тойнби. Слово «Религия» происходит от лат. Ligo — связывать и re — возвращать. Религия — возвращает разорванную связь человека и Бога. Глубоко ошибаются те, кто считает, что цель религии — жизнь в гармонии с природой, политическое сплочение нации, здоровье, материальное благополучие и т.д. «Религия — это и есть способ или совокупность способов достижения человеком Бога, смертным — бессмертного, несовершенным — совершенного, расколотым — целостного, временным -вечного. Потому-то слово религия и восходит к слову связь». «Путь человека в Богу будет продолжаться до тех пор, пока будет течь время, светить солнце, пока Господь не свернёт этот мир, как свиток. И мы должны помнить, что каждая искра человеческой воли, направленная к Богу, бесценна. Рассматривая из глубин прошлого до сегодняшнего дня все эти великие дары и открытия истины, мы должны с удивлением смотреть, как несмотря на всю нашу негодность и побеждая её, наш Небесный Отец зовёт и ведёт нас к Себе. И в этом главный смысл истории религии и её цель» (Две последние цитаты принадлежат проф. МГИМО, православному религиоведу, специалисту по религии первобытного человека А.Б. Зубову)…
Но есть извращенный образ религии — магия. Магия принижает идею Бога до человеческого прислужника, мелкого духа — помощника в быту — когда маг (шаман, колдун) заставляет, приручает (вернее, верит, что может заставить божка) прислуживать себе, дать благой исход охоты, помочь сокрушить врага, родить ребёнка. К магии относятся и экстрасенсы и народные целители, провоцирующие веру в то, что можно методом некоторых манипуляций заставить «потусторонние силы» служить себе. Теперь сравните эту житейскую мелочность с полётом Духа. Магия и многобожие вторичны по отношению к монотеизму, единобожию. Уже давным-давно известно, что в каждом языческом культе есть Дух, который сотворил всё, то есть единый Бог. Но это Бог забытый, тайный, скрытый, или спящий, или отдыхающий. В нормальном, не советско-атеистическом религиоведении, до сих пор эксплуатирующем труды религиовендов-позитивистов немецко-французской школы кц XIX -ппXX в, давно вымещенных на 2-ой план мировым религиоведением, такой бог называется deus otiosis — бог покоя.
(конец 1 части. Продолжение следует)

В. Отшельник 21 января 2010 г.

Ждём продолжения, Олег. Очень интересно то, что ты пишешь.

Кукумай (Олег Куликов) 21 января 2010 г.

Не раньше чем завтра. Выдохся пока.

AxNata 22 января 2010 г.

Лично для меня язычество — обман, болтовня (причём очень чёткая и грамотная),преследующая совершенно корыстные цели. Можно продолжать и дальше, но не буду, у меня всегда эта тема вызывает, как минимум, дискомфорт. Еле — еле сдала по режиссуре языческие обряды, получила «5», но язва открылась…..

Facebooktwitterredditpinterestlinkedinmail

Добавить комментарий