Юрий Линник: Пророк Вселенной, космополит, философ или… поэт?

«Поэтом можешь ты не быть…»

Юрий Владимирович Линник, доктор философских наук, преподаватель Петрозаводского госуниверситета — личность столь же противоречивая, сколь и незаурядная.

В реальной жизни я не встречал человека, столь всецело поглощённого тематикой высоких материй, бесконечно увлечённого духовной сущностью бытия и страстно, фанатически преданного своей творческой работе. Можно, конечно, спорить с его мировоззрением, гражданской позицией, не принимать аскетизм, так свойственный многим людям творческой профессии, но невозможно не признать величайшего таланта глубокомыслия, способности этого человека синтезировать в своём мозгу, казалось бы, несовместимые вещи: материальный и духовный мир, макро и микрокосмос, вечное и преходящее.

Многое из творчества Линника Ю. В. недоступно пониманию рядового обывателя. Но в этом и заключается, на мой взгляд, ценность мыслителя, философа, истинного поэта, не подверженного сиюминутным эмоциям и сознательному утрированию вещей в угоду модным течениям, простоте человеческой и конъюнктурным требованиям заказчиков.

Впрочем, не всё так просто, и вышесказанное ничуть не противоречит моим дальнейшим рассуждениям, как человека приземлённого, скорее, неравнодушного обывателя, чем борца…

Философия Ю. В. Линника дурно отдаёт мистикой. Мне кажется, задача философа состоит в том, чтобы всё подвергать сомнению. Но, прежде всего, подвергать сомнению собственное мировоззрение, опасаться штампов и догм в себе самом, прежде чем предлагать какую-то теорию. Здесь же мы имеем самоуверенность, маскирующуюся под самодостаточность, где на первое место выходят теоретические легенды, псевдонаучные гипотезы и мистицизм. А подчас и обыкновенный подлог — надо же чем-то обосновывать свои сумасбродные идеи.

Похоже, у этого, с позволения сказать, философа — телега всегда впереди лошади: в первую голову выдаётся утверждение, более-менее удачно вписывающееся в привычную логику, а затем под него подстраивается вся доказательная база с претензией на научную состоятельность. Совместимо ли это в принципе с философской практикой?

Самое интересное то, что всегда сопутствует мировоззрению подобного рода мечтателей (и не только философов) — их антигосударственная позиция, вернее, антироссийская. Явление это показательное, но в данном случае я проиллюстрирую его на примере нашего героя. Его саморекламные видеоролики на youtube — классический пример такой гражданской позиции.

Воистину, так и чешется в припев этой заупокойной молитве выругаться, громко и непристойно.

Слушая их, становится не по себе от той кошмарной действительности, что рисуют нам эти свободомыслящие гуманитарии. Хочется провалиться под землю, без оглядки бежать на Запад, исступлённо молиться…
И ладно бы, если б этот разнузданный космополитизм (чума 21 века), критика государства, была непредвзятой, равнонаправленной во все стороны, относилась бы к любому государству в принципе, как к институту. Но это был бы примитивнейший анархизм. Критиканствующая интеллигенция открещивается от него. Оскома у них, почему-то, лишь на государственность Российскую (а на чём ещё можно подзаработать?).

То ли менталитет отечественной оппозиции столь примитивен и ограничен простым критиканством, то ли им более не в чем себя проявить, то ли накопившийся за годы Советской власти негатив, плотно закупоренный в бутыль благоразумного молчания, взрывоподобно выплеснулся наружу… Так, простой обыватель, лицемерный, несостоявшийся гений, исполненный эгоистических амбиций, ругает всех и вся по любому поводу, занудствует и шипит, лишь бы только обратили внимание на его убогую персону.

Как было бы мило, если б такие люди не пачкали свои святые души политикой, а занимались тем, кто в чём истинный профессионал. Вот Линник, к примеру, поэзией… Как много могла бы от этого выиграть мировая литература! И я ни в коем случае не поясничаю, смотрите:

Волчье лыко…
Бабочка-лимонница…
Стая лебедей на кромке льда…
Это в бессознательном схоронится
— врежется в прапамять навсегда.
Всё исчезнет: птицы и растения.
Всё уйдёт обратно в пустоту!
Но однажды из пучин забвения
выплеснусь — прорежусь — прорасту.
Вот начало новой космогонии
— радость первозданной новизны!
Это не свидетели сторонние
— это предки в жизнь возвращены.
Что прекрасней света несказанного?
Зачинаю в затеми зарю —
И рождаю канувшее заново,
прошлое по памяти творю.
Вновь зажги, берёзка предосенняя,
золотую трепетную прядь!
Повторитесь, дивные мгновения:
в памяти хочу вас перебрать.
Эти гнёзда, пеночками свитые;
это шелестение тресты!
Неужель восстановлю забытые,
энтропией смытые черты?
Мхи мои, вы сызнова обрамите
ламбушек заветных зеркала…
Всё сохранно в измереньях памяти:
скальный берег, старая ветла.
Смерть пространства…
Свёртыванье времени…
Сколько триллионов лет прошло?
Наши тени бродят в этой темени
— как избыть содеянное зло?
Страшным оказалось наказание.
Что от краха мы убережём? —
Вмиг развоплотилось мироздание:
обернулось дымкой, миражом.
Но однако светопреставление
не порвёт кармическую нить —
Одолев беспамятство и тление,
я хочу былое воскресить.
Связь меж мной и прошлым не разорвана
— повторится каждая звезда!
…Эдгар По опять напишет «Ворона».
И воскликнет ворон: «Никогда!».
Возгласу его в опровержение
грянет многозвучный птичий хор!
Это ведь и есть Преображение:
вспомнить всё, что было с давних пор —
И облечь само припоминание
в новую сияющую плоть!
Вечно молодое, вечно раннее!
Смерть его не может обороть.
(Юрий Линник. Нетленное)

Глубоко проникновенная, чувственная поэзия, не оставляющая равнодушным! Профессиональный слог, шикарный стиль, удачная рифма, хорошо выверенный размер. Легко читаемо и понятно.

Слышу нравоучительное: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». А я разве не об этом только что говорил? Разве не стояли для истинно русских поэтов всегда в один ряд, неразрывно связанные друг с другом, два высоких понятия: гражданин и Россия?

Так русский ли это поэт, Юрий Линник? Всё же, берёзки… Но они и в Канаде, и в Африке берёзки… Не возьму на себя смелость сказать однозначно.

Как по причине невежества своего не берусь и судить всерьёз, насколько Юрий Владимирович великий философ, но признаю в нём талантливого поэта.
А истинная поэзия – я однажды уже сказал – всегда философия!

В.Отшельник, 7 декабря 2009 г.

Facebooktwitterredditpinterestlinkedinmail

Добавить комментарий