Система

Вячеслав Отшельник. Избранное.
Короткие философские эссе и миниатюры

Защемило в груди… Стоит только дать слабину, где то стушеваться, резко повернуться, или просто что-то упустить, как тут же твоя оплошность сказывается во всём… И будто опрокинул переполненную чашу с живительной влагой утренней росы, так неумело и суетливо по капелькам собранной на рассвете…

Всё есть система… состоящая из тончайших нитей невидимой паутины, опутывающей нас по рукам и ногам, и стоит нам только попасть в неё, проявив малодушие, слабость, наивность или отчаянный авантюризм в попытке изменить что-то нахрапом, так всё приходит в хаотическое движение, и с каждой попыткой вырваться всё более обрастаешь коконом безысходности — желанной пищей для пауков…
И невозможно вырваться из неё, не разрубив этот гордиев узел смаху, не сжигая мосты, не оставив на теле следов от ожогов и шрамов от собственного меча, не воскреснув в своём сознании.

Всё есть система… Сама жизнь — система. Всё — взаимосвязано. Находишь в одном — теряешь в другом. Каждый чих отдаётся эхом, если не поглощён пустотой. Мановение пальца потянет невидимую нить и разбудит громовержца, а тот обратит в пепел тщеславного наглеца.

Всё есть система… Изначально мощная, жизнеспособная, гармоничная. Данная свыше — в идеале и в лучшей форме. Но лишь на мгновение. И мы немедленно, спустя это мгновение, начинаем её разрушать изнутри, собственными руками и настолько долго, насколько она сопротивляется нам. И в этой беспощадной борьбе с системой, длиною в жизнь, остаётся только удивляться её совершенству и поразительной живучести, истощаемой с годами лишь нашим необузданным варварством.

© Вячеслав Отшельник 2010 г.

КОММЕНТАРИИ:

Мелисента 04-01-2010

Все есть система. И каждый из нас — её часть. Поэтому борьба человека против системы оборачивается против него самого: сеющий разрушение разрушает себя самого. И это удел тщеславного наглеца.
Изменись, человек — стань терпеливым и благодарным за все, что бы ни случилось в твоей жизни (ибо все, что с тобой происходит, уроки, посланные тебе персонально — вот она мудрость системы: каждому — персонально по делам его!), стань любящим и скромным, и потоки любви обрушатся на тебя. Надо только, чтобы душа твоя была в состоянии выдержать этот ДАР ЛЮБВИ )))

В. Отшельник 05.01.2010

Мелисента, спасибо Вам огромное за столь адекватное восприятие моих личных переживаний.

Мелисента 05-01-2010

Ваши личные переживания, Вячеслав, очень мне понятны. А мой комментарий — отнюдь не совет Вам, а, скорее, понимание того, как быть, и обращение к себе самой, которая еще не смогла адекватно воплотить это понимание в собственной жизни )))
(очень часто: говоря другим, что и как делать, мы, по сути, говорим это самим себе. Не замечали?  )

В. Отшельник 06.01.2010

«очень часто: говоря другим, что и как делать, мы, по сути, говорим это самим себе. Не замечали? «
Тонкое наблюдение. Полностью согласен.

Мария Принцметалл 07-01-2010

Мелисента! Имя ангельское. И при таком имени убеждать быть благодарным за «Курск» и Беслан?! И это не система, о которой умно и стройно В. Отшельник. Это утешение для нищих духом, которым только и обещано царствие загробное. И еще: осмелюсь посоветовать автору(В. О.), сознавая полную безграмотность свою, заменить в последнем предложении слово «система» на слово Человек с соответствующими орфографическими правками, разумеется. Тогда возникает чувство собственной ответственности, на которой держится все. Даже религия и иже с нею.

Пользователь удалён 04-01-2010

Кто создал эту систему? Бог? А ,что скажут атеисты?
Ища ответ на этот вопрос можно угодить в психушку.
Слава,ты как всегда написал в точку..Спасибо

Мелисента 04-01-2010

Атеисты, конечно, будут против ))
Как против будут и люди рациональные.
Каждому свое! )))

В. Отшельник 05.01.2010

Жанночка, дорогая! Уж лучше «в точку», чем «в психушку», — с Божьей и вашей помощью.

AxNata 05-01-2010

Ой, девочки…. Ай, да , Слава! Всё правильно написано, только что гундеть-то….свыше наших сил нам никто в жизни ничего не даст…. Происхит это с нами, значит… присядь на минутку, включи логику и … попёр… Слава, это же, как белый день — нет слова «НЕ МОГУ», есть слово «НЕ ХОЧУ». А, если ты хочешь, так любая система тебе по плечу будет!!!!!
Но написал — то как!!!! Люблю читать тебя, я бы съела тебя…

В. Отшельник 05.01.2010

Не надо меня есть, Наталья, я ещё пригожусь… полагаю… этому Миру. 
Ну, а если всерьёз: что тут есть?..

AxNata 05-01-2010

А вот, что ЕСТЬЬЬЬЬ, то и будем кушать… Ладно, не горюй, мой друг, у меня — пост, но уж очень ты аппетитно пишешь… и всё скромничаешь, но это тебя не портит. Обнимаю, Слава, и успехов тебе!

Несладкая N 07-01-2010

Двусмысленно-наркоманский текст получился для моего извращённого восприятия.
Но, в обоих смыслах, — всё именно так.

В. Отшельник 07.01.2010

«Двусмысленно…» …Что поделаешь: мир двоичный…

SITTIMA 07-01-2010

Не забывай, что система-прежде всего порядок. И если мы своим существованием привносим в систему хаос, то в краткосрочной перспективе, мы будем отторгнуты или сами изменим своё отношение к системе.

В. Отшельник 07.01.2010

О, Мудрая женщина! Что бы такое придумать, чтобы никогда не забывать?

SITTIMA 07-01-2010

Работай пока с узелками памяти…

Ludmila *** 07-01-2010

«И невозможно вырваться из неё, не разрубив этот гордиев узел смаху, не сжигая мосты, не оставив на теле следов от ожогов и шрамов от собственного меча, не воскреснув в своём сознании».

Система есть иллюзия, сильная, стройная, доведенная до совершенства, но иллюзия, как есть иллюзия мы сами. Все в нас — есть иллюзия… кроме сознания…
Если вы допускаете воскресение сознания, допускаете ли вы его смерть?

В. Отшельник 07.01.2010

Материальный мир, всё, что вокруг нас и внутри нас — иллюзия?
— Я не готов к такому восприятию жизни…
Наше сознание — лишь часть мироздания, его метафизическая подсистема, имеющая право быть, так же как и не быть. Соответственно, в каждом отдельно взятом человеке может при определённых благоприятных условиях возникнуть (воскреснуть) сознание, равно как и исчезнуть в небытие.
«Система есть иллюзия» — это Ваша иллюзия, уважаемая Людмила.

Ludmila *** 07-01-2010

Пусть будет так.
Если в вашей системе сознание — лишь часть мироздания как метафизическая подсистема, где сознание может возникнуть при определенных условиях, то в моей «иллюзии» сознание первично и будучи выше первозданного хаоса оно не может быть случайным,а условия, в которые он попадает строго регламентироваы его же уровнем частоты, обо оно вечно в своем движении к развитию.
Меня моя «иллюзия» устраивает, так как сегодняшние «гордеевы узлы»- это всего лишь часть пути, где есть место жизни, как носителю сознания и смерти, как источнику очищения и сохрания этого сознания.

В. Отшельник 07.01.2010

Не вижу, чему принципиально возразить на Ваше отношение к жизни в рамках тех данных, что мы с Вами согласовали. Жизнь человеческая в масштабах Вселенной имеет локальный смысл. Мало того, этот смысл во многом и имеет место быть благодаря нашему эгоцентризму.
Я лишь хочу обратить Ваше внимание на то, что «первозданный хаос», о котором Вы упомянули, может быть, и «ниже» нашего сознания, но это хаос, прежде всего, в нём. Во вселенском же бытии, скорее всего, никакого хаоса нет, а есть стройная система мироздания, где все составляющие материального мира и процессы, происходящие в нём, взаимосвязаны.

Ludmila *** 07-01-2010

Конечно, понятие «Хаос» — это всего лишь неосознанные вехи Мирозданья нашим сознанием.
Однажды О.Уальд сказал: «Красота выше Истины, потому что ее не надо доказывать». Видимо, мы расса математиков — нам надо все доказать!

В. Отшельник 07.01.2010

Всё есть система. Вот, кстати, и Красота — это система приближённых соответствий объективно-существующего субъективно-желаемому . Если никто не оспорит этого определения, то О. Уальд прав. 🙂

Ludmila *** 07-01-2010

Неплохо , я считаю, что между Истиной и Любовью можно поставить знак равно. И ваше определение вполне вписывается в динамику, или «систему», если так удобнее.
А вы не находите, что эта фраза несколько объясняет другую как: Красота спасет мир…

В. Отшельник 07.01.2010

Людмила, я прежде не задумывался об этом, но никогда правоту этого утверждения не ставил под сомнение. :ok:

Ludmila *** 07-01-2010

Не буду отвлекать вас более. И благодарю за беседу.

Олег Макеенко 07.01.2010

У Вас, Вячеслав, совершенно превратное осмысление понятия система, — мистическое и метафизическое.
Рекомендовал бы Вам ознакомиться с азами Теории систем.
В философском плане, система — это организационная структура Мироздания, а вовсе не какая-то паутина
Вы сам, как и все люди, — система, определённого уровня и определённого типа, общей системы Мироздания, и как система организованы из множества систем более низкого системного уровня .Любое явление, материальное и нематериальное, есть система, — подуровневая система Общей системы.

В. Отшельник 07.01.2010

Уважаемый Олег!
Я не вижу смысла оспаривать то, что Вы сказали. Ибо это моё собственное понятие системы (в математическом, физическом и логическом планах). Я говорил о жизни в целом и жизни отдельного человека как естественной, логической подсистеме глобальной (вселенской) системы мироздания. Печально, что Вы меня не поняли. Или Вы в принципе отрицаете человеческую жизнь, как подсистему? Тогда что же это?
«Паутина» — лишь образное сравнение, характеризующее субъективное восприятие системы, её схематическое отображение. Не думаю, что Вы возьмёте на себя смелость нарисовать такую единственно правильную схему.
Что касается моих литературных экспериментов на этой ниве, охотно принимаю Ваш упрёк: я не профессионал.

Олег Макеенко 07.01.2010

Уважаемый Вячеслав! Довольно странно, что на мою фразу в комментарии: «Вы сам, как и все люди, — система, определённого уровня и определённого типа, общей системы Мироздания, и как система организованы из множества систем более низкого системного уровня», отвечаете мне: «Или Вы в принципе отрицаете человеческую жизнь, как подсистему?»(???)
Будто Вы проигнорировали написанное мною.
Что касается «паутины», то, если в ней люди запутываются, и она их поглощает, то это трудно воспринять иначе как противоствление человека системе, а вовсе не как утверждение их единства. И дело не в литературе, а в сути.

В. Отшельник 07.01.2010

Вы на меня, Олег, прям, как на врага народа… Не покушаюсь я на постулаты философии и на Вашу личную позицию. Мало того, не побоюсь повториться, что мне ближе и понятней (относительно других) именно Ваша точка зрения в контексте затронутой проблематики. Вот и «Вселенная – система отношений» (ещё одна сегодняшняя статья) подтвердила такое совпадение взглядов.
А проигнорировал написанное Вами потому, что, как мне показалось, мы говорили о разных вещах: Вы — о системе Мироздания и множестве подсистем вплоть до человеческого организма, образно выражаясь, об анатомии систем, а я — о процессах и явлениях, происходящих в одной из них (человеческой жизни), образно выражаясь, физиологии системы.

Олег Макеенко 08.01.2010

Извините, Вячеслав, если я выразился резковато, вовсе не имея намерения Вас обидеть. Я понял, что Вы рассуждаете о жизни как о системном процесс, или что то же самое, системе процессов жизни человека.Но в том и заключается метафизичность Вашего суждения, что Вы отрываете эту систему от множества других систем с ней связаных,и на нее влияющих, как и она влияет на связонные с нею системы. В первую очередь она связана с материальной системой какую представляет собою человек, включающей в себя материальную систему психики человека, с которой связаны системы процессов сознания,мыления,поступков, и множество других процессов, посредством которых психика продуцирует нематериальные системы сознания,мышления, поступков, и т.д.
Во вторую очередь,система жизни человека связана с системами внешней среды, среди который едва ли не важнейшей является социальная система с со своей сложнейшей системой социальных отношений и социальных процессов.
Как видите, всё на много сложнее,по своей сути. чем изложенная Вами схема.В принципе, глубокое осознание жизни как системы жизненных процессов превышает возможности интеллектуальных способностей человека, однако, представляет интереснейшую проблему в пределах мыслительных возможностей человека.

В. Отшельник 09.01.2010

Не думал так глубоко копнуть, как получилось. В общем и целом согласен с Вами. Вот только осознание этой стройной системы мироздания ещё не освобождает человека от субъективного восприятия, сколь бы гениален не был его ум. Но Вы помогли мне более глобально осмыслить эту тему. Спасибо.

Олег Макеенко 08.01.2010

Прелесть мышления в осмыслении глубинности явлений.
Успеха Вам. 🙂

просто Алиса 07-01-2010

В этой системе видимый другим след оставляют лишь те, кто нарушает её равновесие, в ту или иную сторону. И встаёт только вопрос выбора каждого: нарушать или нет, и- с каким потенциалом (если он есть вообще…)

Олег Куликов 07-01-2010

А вы будьте в этой системе диссидентом! Недостатки своей личности возненавидьте, но при этом ощущайте себя личностью свободной. Ваша теория слишком телесна. Дух же человека свободен полностью. Смотрите на мир оптимистичнее. Вы разорвали нити системы уже тем, что вербализовали её. И в конце-концев выходите из этой парадигмы мышления. Дух (ум, сознание, мысль) выше телесной зависимости. Да, «Мановение пальца потянет невидимую нить и разбудит громовержца, а тот обратит в пепел тщеславного наглеца», но при этом «тщеславный наглец» в последний миг бытия станет свободным!!! И не смотрите так много «Матрицу» и не принимайте близко к сердцу «За миллиард лет до конца света»

В. Отшельник 07.01.2010

Вы самоуверенны, Олег.
— И не смотрите так много «Матрицу» и не принимайте близко к сердцу «За миллиард лет до конца света»
Я понятия не имею, о чём речь в этих фильмах. Искренне говорю. Но вашу мысль понял. И принимаю её, она очень интересна. Мне симпатизирует Ваша позиция.

Олег Куликов 08-01-2010

Извините, если Вам мой пост показался слишком высокомерным. Я отнюдь не самоуверен, да ещё в постоянном депрессняке нахожусь, но мне просто показалось, что Ваша «миросистема» уж совсем уныла. Вот я решил пардоксами её, парадоксами

В. Отшельник 09.01.2010

Ну, что Вы, Олег, о высокомерии речи не шло. Странно, что в сообществе мой пост вызвал однозначно унылое впечатление. Моё восприятие жизни куда более позитивно. Обратите внимание, что я оставил возможность (и право) за человеком «разрубить этот гордиев узел». Я лишь подчеркнул, что процесс этот не может быть безболезненным. Депр — одно из проявлений этого.

Наталья Л 08-01-2010

Интересная теория. Выходит ,что все то, что я имею, и есть в идеале и лучшей форме? Но я хочу большего от жизни! Естественно, что мое желание и стремление будет разрушать имеющее. А как иначе? Жить в застое- это не жизнь, а существование. И что есть гармония?

В. Отшельник 08.01.2010

Уважаемая Наталья!
Когда я говорил так (Изначально мощная, жизнеспособная, гармоничная. Данная свыше — в идеале и в лучшей форме), то подразумевал появление человека на свет Божий. Думаю, трудно оспорить тот первичный Потенциал, который закладывается в нас свыше (при рождении). Всю остальную жизнь, когда управление этим процессом переходит в наши собственные руки, мы занимаемся тем, что разрушаем эту систему… Это, конечно, гипербола, но как ещё охарактеризовать в целом наше отношение к собственной жизни.
Я затронул лишь негативный контекст этого развития (жизни), обойдя вниманием позитивный. Это — тема отдельного, очень серьёзного разговора. Но сразу могу согласиться с Вами: «А как иначе? Жить в застое — это не жизнь, а существование…»

Наталья Л 08-01-2010

Я не совсем согласна с вами. Если принять за первичный Потенциал основу , с которой рождается человек, то логичней думать, что со временем он должен развиваться по нарастающей. Другое дело, что никто не знает , как должен выглядеть в идеале человек. У каждого свой жизненный принцип. Все относительно. Иногда , чтобы возродиться , нужно умереть( это я образно)

В. Отшельник 09.01.2010

Может, Вы и правы… 🙂

rgehe !»Ь 12-01-2010

Как интересно пересеклись у Людмилы и Вячеслава два способа мыслить. Просто гармония энтих возможностей. Ласкают слух и ум, даже речевые обороты, не говоря о смысловой нагрузке. Но как не забавно это не противопоставляемые парадигмы. Хотя и так понятно =) просто захотелось показаться умным для тех кто и так понял об чем речь. Остальные все равно еще доходить будут =)

Дезинфо 28-01-2011

Эххх… Придётся публикацию своей заметки «О смысле жизни» минимум на месяц отложить, иначе наши «критики» её плагиатом объявят)))

«Всё есть система… Изначально мощная, жизнеспособная, гармоничная. Данная свыше — в идеале и в лучшей форме. Но лишь на мгновение. И мы немедленно, спустя это мгновение, начинаем её разрушать изнутри, собственными руками и настолько долго, насколько она сопротивляется нам»

Да нет же,нет!!! Мы сами создаём свою реальность! Мы сами созидаем пространство вокруг себя. Человек есть самая высокоорганизованная система. Мысли материальны, это не новость, и лишь степень нашего желания определяет скорость достижения результата. Бороться вы будете до тех пор, пока вас устраивает процесс борьбы. Разрушать-покуда нравится быть разрушителем. Но, стоит лишь захотеть, по-настоящему захотеть — и вы станете Творцом.
Желайте! Творите! БУДЬТЕ!
*выдохнула wink

В. Отшельник 29.01.2011

Леся, благодарю Вас, что высказали своё отношение к теме и своё понимание, за добрые пожелания.

Leisan 29-01-2011

Я бы не сказала, что здесь есть какие-то неудобоваримые философские дебри, читается леко и с удовольствием.

Но содержание ее все-таки спорно! У каждого свой взгляд на так называемую «систему», но мне кажется, у вас он несколько безысходен.

В вашем случае система — беспощадна и карающа: «Мановение пальца потянет невидимую нить и разбудит громовержца, а тот обратит в пепел тщеславного наглеца» или «отчаянный авантюризм в попытке изменить что-то нахрапом, так всё приходит в хаотическое движение, и с каждой попыткой вырваться всё более обрастаешь коконом безысходности — желанной пищей для пауков…»

Но согласна с вам в том, что «И мы немедленно, спустя это мгновение, начинаем её разрушать изнутри, собственными руками и настолько долго, насколько она сопротивляется нам.»

Вячеслав, вообще заметка у вас получилась отличная, она заставила не просто пробежаться впопыхах глазами, а что-то разбудила, тоже захотелось подумать и «пофилософствовать» winked

В. Отшельник 29.01.2011

(Leisan) «В вашем случае система — беспощадна и карающа»

Вот безысходность не входила в мои планы. Но Вы, наверное, правы, Ляйсан, в том смысле, что мне здесь удалось передать настроение мыслящего субъекта, а оно не может быть ровным всегда, тем более, всегда позитивным. И акцент я, конечно, делал не на безысходности и негативе, а на ЗАВИСИМОСТИ всего и вся в этой системе. Просто я затронул, может быть, лишь один аспект этой проблемы (негативный) и хотел показать, что в своей жизни, с самого её начала, мы зачастую не столько интегрируемся в неё, сколько её разрушаем. Но и Вы, собственно говоря, так же думаете. Я лишь сфокусировал внимание на негативных моментах, чтобы сильнее выделить эту зависимость.

Герман 29-01-2011

Вячеслав, отлично. Очень глубокие, емкие рассуждения. Спасибо. Это как раз то, что можно перечитывать, переосмысливая что-то в своем сознании. За такую работу, 5 золотых smile

В. Отшельник 29.01.2011

Герман, огромное спасибо за столь высокую оценку.

В. Отшельник 29.01.2011

Друзья! Обращаю ваше внимание, что не всякая авторская работа должна резюмировать мировоззрение автора. И в данном конкретном случае это лишь отдельно взятый фрагмент процесса мышления, не претендующий ни на какие окончательные выводы, а лишь фокусирующий внимание на проблеме и заставляющий задуматься. Надеюсь, и судя по вашим комментариям, мне это удалось.

PS. С благодарностью приму ваши соболезнования по поводу кончины монитора (ЭЛТ) моего компа, прослужившего мне долгую и добрую службу. Я его вчера явно изнасиловал, и он ответил мне чёрным экраном в сопровождении приятного запаха горелой пластмассы и струйки дыма из вентиляционных отверстий.
Что ж, будем искать замену, а заодно предоставим возможность несколько отдохнуть вам от столь болтливого собеседника.

Варюшка 23.11.2012

«Всё есть система… Изначально мощная, жизнеспособная, гармоничная. Данная свыше — в идеале и в лучшей форме. Но лишь на мгновение. И мы немедленно, спустя это мгновение, начинаем её разрушать изнутри»

Не понято. Почему дана на мгновение и на какое мгновение? В момент рождения? Тут бы пояснить в Вашем эссе, а то не ясно.

В. Отшельник 23.11.2012

Дорогая Варюшка. Спасибо за вопрос.
Отвечу словами моего любимого поэта-песенника Л. Дербенёва
«Призрачно всё в этом мире бушующем,
Есть только миг — за него и держись;
Есть только миг между прошлым и будущим
Именно он называется жизнь»

В свою очередь, наша жизнь состоит из множества других мгновений, первое из которых, может быть, «момент рождения». Вы правы: я его и подразумевал. А разве мы сами, несмотря на то, что нам так мало отпущено, не разрушаем свою жизнь, не укорачиваем по космическим масштабам своё мгновение?
Такова мысль, которую я хотел выразить в эссе. Подозреваю, что мне это не вполне удалось.

Варюшка 23.11.2012

Спасибо за ответ. 
Я не имела ввиду, что вам не удалось выразить свою мысль, я думаю, что здесь просто необходимо дополнение, чтобы было понятно.
Человек родился и он просто не может будучи младенцем укорачивать свою жизнь сознательно. Хотя, что вы подразумеваете под этим?
Может то, что каждый прожитый день это шаг к концу жизни?

«А разве мы сами, несмотря на то, что нам так мало отпущено, не разрушаем свою жизнь, не укорачиваем по космическим масштабам своё мгновение?»

Вы имеете ввиду живём неосознанно?
А кто ж нас учил этому? Мы копируем поведение окружающих. Уже с детства.

В. Отшельник 23.11.2012

«Вы имеете ввиду живём неосознанно?
А кто ж нас учил этому? Мы копируем поведение окружающих. Уже с детства»

Да, никто не учил. Но я никого и не осуждаю и не оправдываю за то, что все мы укорачиваем жизнь своим необузданным варварством. «Варварство» здесь не ругательное — это неосознанное, незрелое поведение, цивилизационное младенчество. Я так считаю, и просто констатирую факт.
Варюшка, моё короткое эссе не претендует на научный трактат. Я не навязываю свою мысль и своё понимание жизни другим. Каждый волен понимать это по своему. Я представляю себе жизнь человека изначально как стройную, совершенную, гармоничную  СИСТЕМУ, которая очень скоро начинает разрушаться во многом благодаря самому человеку, его неразумному поведению и образу жизни.

Варюшка 23.11.2012

Я думаю, мы все так представляем себе свою жизнь.
Спасибо за интересный диалог. 


Facebooktwitterredditpinterestlinkedinmail

Добавить комментарий