Межпланетная Транспортная Система (МТС) «Земля — Марс»

ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
ПРОГРАММЫ ОСВОЕНИЯ МАРСА

Раздел 3
Межпланетная Транспортная Система (МТС) «Земля — Марс».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

В процессе реализации космических программ  всякая МТС будет создаваться специально для определённой траектории. И хотя для различных объектов Солнечной системы они могут быть похожи функционально и по назначению, но значительно отличаться между собой по навигационным параметрам, и соответственно — конструктивно. В случае с Марсом это траектория «Орбита Земли — орбита Марса».

Таким образом, в нашем понимании терминология МТС (Межпланетная Транспортная Система) включает в себя весь комплекс средств физической коммуникации с данным конкретным космическим объектом (планетой) на участке между её орбитой и орбитой Земли, а также связи, передачи и получения информации, и под этим понимается не отдельно взятый космический корабль, а группа или флотилия транспортных средств доставки грузов и экипажа, постоянно работающая на данном направлении. Система может состоять и из единственного (уникального) транспортного средства (например, на маршруте Земля — Луна), но на межпланетных трассах, при активном освоении планет, целесообразно всё-таки, наверное, чтобы такая Система состояла из группы транспортных средств различного назначения, взаимодействующих между собой в случае необходимости.

НАЗНАЧЕНИЕ

Название Межпланетная Транспортная Система «Земля — Марс» говорит само за себя. Основная функция — транспортировка грузов и людей к Марсу и обратно. В перспективном плане это также полигон для отработки МТС для  других объектов Солнечной системы. Учитывая, что полёт к Марсу в любом случае будет занимать достаточно большое время, перед экипажами и научными приборами наверняка будут ставиться и другие задачи, напрямую не связанные с обеспечением полётов к этой планете — научные исследования и эксперименты, изучение межпланетного космического пространства, астероидов и комет, Солнца, астрономические наблюдения и т.д.

СТРУКТУРА

Внутренняя структура МТС, видимо, будет представлять собой несколько межпланетных комплексов, постоянно находящихся на трассе орбита Земли — орбита Марса (гелиоцентрической орбите),  либо на орбитальных базах «Прогресс» и «Аэлита», согласованно работающих в рамках общей программы коммуникации, в чём-то выполняющих резервные функции, в чём-то взаимодополняющих. 

«Межпланетный комплекс» определяется связкой космического буксира (разгонный блок), обеспечивающего основную тягу, и собственно космического корабля — пилотируемого или грузового, либо крупногабаритных конструкций, предназначенных для сборки околомарсианской базы. Экипаж пилотируемого корабля, вероятно, будет составлять 4 — 5 человек, каждый из которых  должен в совершенстве владеть навыками пилотирования корабля и обслуживания всех его систем, а также быть специалистом в конкретной узкой области знаний. Наличие в составе каждого экипажа врача широкого профиля представляется обязательным условием.

Например, программой первого этапа сборки околомарсианской базы «Аэлита» может быть предусмотрен запуск через небольшие промежутки времени от двух до трёх таких межпланетных комплексов, один из которых доставляет на орбиту Марса основную конструкцию базы «Аэлита», второй — пилотируемый корабль, третий — грузовой корабль с полезной нагрузкой, способный выполнить функции резервного пилотируемого (своего рода корабль-спасатель). Такая группа (караван) из трёх межпланетных комплексов, работающая по одной конкретной программе, и будет составлять внутреннюю структуру Межпланетной Транспортной Системы (МТС) «Земля — Марс».

Другими элементами МТС, входящими в её внешнюю структуру, могут быть станции связи и передачи информации, находящиеся на орбите Земли, орбите Марса, Луне, спутниках Марса (если будет необходимость разместить их именно там), на поверхности Земли, обеспечивающие бесперебойное выполнение программы полётов и безопасность экипажа. Центр управления полётом также функционально входит в эту Систему (МТС) — но уже как внешний элемент. Частью её также является орбитальная база «Прогресс» и в перспективе — околомарсианская база «Аэлита» с находящимися на них в стадии сборки, ремонта, апгрейда или тестирования другими транспортными средствами, составляющими весь будущий парк МТС. Всё вместе представляет собой инфраструктуру Межпланетной Транспортной Системы (МТС) «Земля — Марс».

Околомарсианская база «Аэлита»  функционально будет завязана не только на обеспечение научных исследований и коммуникацию непосредственно с планетой, но прежде всего — на МТС, являющуюся главной артерией, обеспечивающей жизнь и работоспособность околомарсианской базы.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Обеспечение безопасности космонавтов и безаварийная работа систем на всех участках полётов являются первостепенным условием и задачей на каждом этапе функционирования МТС. Вероятность катастрофы с гибелью людей должна стремиться к нулю. Такая катастрофа, особенно на первоначальном этапе колонизации Марса, может не только приостановить реализацию всей Программы, но и заставить отказаться от идеи в целом на неопределённо длительный срок.

Безусловно, исключить полностью ничего нельзя, тем более, избежать каких бы то ни было нештатных ситуаций. Поэтому все подсистемы МТС, где это возможно, должны быть в той или иной степени продублированы и иметь резервные варианты. Именно по этой причине навигация на межпланетных трассах мне представляется не в виде «миссии» отдельных летательных аппаратов (межпланетных комплексов), а исключительно в виде групповых полётов по принципу каравана, когда необходимую помощь, в случае чего, можно получить от своих сопутчиков (спутников).

С этой целью наверняка потребуется создание и отработка на межпланетной трассе (гелиоцентрической орбите) систем сближения и стыковки космических аппаратов, технологии эвакуации экипажа из аварийного корабля на спасательный через стыковочный узел либо открытый космос.

Должны быть максимально просчитаны все потенциальные угрозы и риски и предусмотрены меры по их устранению. Здесь могут быть использованы технологии, уже отработанные в ближнем космосе, на ныне действующей МКС (международной космической станции). Предусмотрены средства противометеоритной и радиационной защиты, ионизирующего излучения.

В пользу групповых полётов говорит и необходимость эффективного использования «навигационных окон» — объективно существующей реальности, связанной с особенностью взаимного расположения планет относительно друг друга и Солнца.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


 ЧИТАТЬ С НАЧАЛА

Facebooktwitterredditpinterestlinkedinmail

Добавить комментарий