ОЧЕРКИ И ЭССЕ
Нет ничего более замечательного и ценного в прикладном значении дневников, чем запечатленные их авторами картины действительности, образы и лица описываемой эпохи. Ничто так не приближает к нам её, ничто так не погружает в атмосферу давно минувшего, как яркие, исполненные эмоционального напряжения и чувств, лишённые официоза, субъективные иллюстрации современника.
Дневник Корнея Ивановича Чуковского со страшной силой художника передаёт этот портрет — эпохи, творческой тусовки писателя и литературного бомонда его времени. Внимая авторскому непринуждённому повествованию, мысленно соучаствуя в описываемых событиях, испытываешь истинное наслаждение, естественные эмоции, эффект незримого присутствия — всё то, что оживляет содержание дневника, превращая его в произведение искусства.
Мы видим лица в контексте событий, органически вписанные в сюжетную линию повествования. Живые, динамичные, яркие, характерные, реальные лица актёров, играющих в этой драме, с названием Жизнь.
Каждый отдельно взятый портрет, каждая роль — не плоское графическое изображение — голограмма. Автор мастерски показал трансформацию общественного сознания, его деградацию, и медленное болезненное возрождение. Сама метаморфоза его на примере конкретных личностей предстаёт перед нами в неприкрытом и неприглядном виде.
— Горький хитрый?! Он не хитрый, а простодушный до невменяемости. Он ничего в действительной жизни не понимает — младенчески…
…Я теперь (после полуторагодовой совместной работы) так ясно вижу этого человека, как втянули его в «Новую Жизнь», в большевизм, во что хотите — во Всемирную Литературу. Обмануть его легче лёгкого — наш Боба (мл. сын Чуковского — Вяч. Отш.) обманет его. (5 ноября 1919 г.)
Характеристика М. Горького беспощадна, развенчивающе-нелицеприятна:
— …Горький — малодаровит, внутренне тускл, он есть та шапка, которая нынче по Сеньке. Прежней культурной среды уже нет — она погибла, и нужно столетие, чтобы создать её. Сколько-нб. сложного не понимают… …Иронию понимают только тонкие люди, а не комиссары, не мама Оцупа, — Горький именно потому и икона теперь, что он не психологичен, несложен, элементарен. (9 ноября 1919 г.)
Но К. Чуковский в своём дневнике идёт ещё дальше, он предоставляет самому Горькому сказать горькую правду — не столько о «них», сколько о себе самом:
— Да, да! Нужно, чёрт возьми, чтобы они либо кормили, либо — пускай отпустят за границу. Раз они так немощны, что ни согреть, ни накормить не в силах…
А провизия есть… есть… Это я знаю наверное… есть… в Смольном куча… икры — целые бочки — в Петербурге жить можно… Можно… Вчера у меня одна баба из Смольного была… там они всё это жрут… (11 ноября 1919 г. Из выступления Горького на заседании редакционной коллегии Всемирной Литературы).
Дальнейшая судьба Алексея Максимовича показательна — прикормили…
Вижу, затылком чувствую поджатые губы и костлявые кулаки ортодоксов. Но в чём бы нам так ещё удовлетворить свою пролетарскую гордость и самолюбие, как не в свержении с пьедестала вчерашних кумиров…
— Говорил я сегодня с Лениным по телефону по поводу декрета об учёных. Хохочет. Этот человек всегда хохочет. Обещает устроить всё, но спрашивает: «Что же это вас ещё не взяли… Ведь вас (питерцев) собираются взять». (14 ноября 1919 г.)
Чтение дневника затягивает, как увлекательный роман, насыщенный драматическими событиями, трагикомическими сценами, самоиронией и сущей жизненной правдой. Правдой, которая многие десятилетия скрывалась от нас, с которой боролись, как с врагом народа, которую втаптывали в грязь, именем которой лицедействовали, и поныне зачастую шарахаются от неё, как черти от ладана.
Всякую запись рука тянется отправить в цитатник. Везде узнаёшь если не себя, то до боли знакомые образы, кажется, что всё это уже видел, всё пережил, хотя — значительно позже автора.
— Сегодня празднества по случаю двухлетия Советской власти. Фотографы снимали школьников и кричали: шапки вверх, делайте весёлые лица! (7 ноября 1919 г.)
И так, страница за страницей — взахлёб! И в этом восторженном, благоговейном чтении, открываешь для себя Корнея Чуковского — человека, художника, Личность.
© Вячеслав Отшельник. 2009 г.
КОММЕНТАРИИ:
AxNata 17-12-2009
В очередной раз получила истинное удовольствие!!! А Корней Иванович оказывается и кусаться умел… Сказки — сказками, а Правда — Правдою!!!
Произведение искусства — это точно! Тут спор, товарищи, совсем ведь не уместен… незримое присутствие эпохи — Ха-Ха-Ха… читаем на страницах дневника!!!
А Вам я, Слава, руку снова жму. Пишите, в гости я ещё зайду!
В. Отшельник 17-12-2009
Спасибо, Наталья. А я знаю, есть и такие, кто в угоду своим замшелым стереотипам, прочитав такое, готовы повыкидывать в форточку даже классику детской литературы. Но что поделаешь, такова жизнь… Уважаю Вашу непосредственность.
Ivolga Ольга Кузнецова 17 декабря 2009 г.
Что-то у меня негативное впечатление осталось о личности Чуковского. Будто в дневнике поливал своих коллег грязью и исходил желчью. Хотя вроде бы автор такой мирный, для детей писал… ??? Противоречивые чувства.
«Всякую запись рука тянется отправить в цитатник. Везде узнаёшь если не себя, то до боли знакомые образы, кажется, что всё это уже видел, всё пережил, хотя — значительно позже автора».
А это Вы им восхищаетесь?
Что-то жуткое Вы написали, но читать было интересно. Я пять поставила.
… Наконец-то…
В. Отшельник 17 декабря 2009 г.
Спасибо, Оля, за оценку. А Вы мне, чай, не одолжение сделали? Вообще-то за жуть не принято награждать…
«А это Вы им восхищаетесь?»
Ну, здесь Вы просто хотели съязвить… Вы — язва…
«Что-то у меня негативное впечатление осталось о личности Чуковского. Будто в дневнике поливал своих коллег грязью и исходил желчью»
Дело не в этом, а в личном восприятии. В то время честность ценилась выше лицемерной дипломатичности. Правда дорогого стоила. Я Вам скажу, что именно за это и любили К. Чуковского, и сейчас любят — не сомневайтесь. И это совсем не то, что Вы называете «поливал своих коллег грязью и исходил желчью». Вениамин Каверин в предисловии к дневникам привёл много примеров сопоставления дневников его современников, где характеристики, и образы, и описание конкретных эпизодов почти в точности совпадают с Чуковским.
Есть ещё в нашем мышлении немного инертности от совкового менталитета, поэтому подчас трудно бывает принять что-то новое, по другому взглянуть на вещи, преодолеть в себе неприятие чужого восприятия.
Ivolga Ольга Кузнецова 18 декабря 2009 г.
Я написала «жуть» к тому, что совсем другое представление Вы для меня открыли и показали Чуковского с неприглядной стороны, а оценку ставлю за грамотность построение текста, за логичность выводов. Всё же остается впечатление, что дневник отражает не просто видение мира, но ещё и его настроение. Может быть, беря в руки перо в другом расположении духа, более хорошем, он бы писал другие вещи. Или описывал произошедшее с другой точки зрения. Видится в дневниковых записях некоторая импульсивность.
В. Отшельник 19 декабря 2009 г.
«Видится в дневниковых записях некоторая импульсивность»
У меня другое мнение. Это — стиль. Мы его наблюдаем не только в дневнике. То же самое происходило в его критике. Были, естественно и те, кто обижался. Но в целом его коллеги очень уважали за прямоту и правдивость. Его критика часто была нелицеприятной, но беззлобной, без самоцели уколоть или унизить человека. Напротив, в его критике где-то даже нуждались, она делала честь.
Поэтому, не могу согласиться с Вами, что я показал Чуковского «с неприглядной стороны». Другое дело, что после его эпохи могла сильно измениться мораль восприятия. Даже не могла, а действительно изменилась (не в лучшую сторону).
Андрей Тарковский на это в своём дневнике ответил так:
«Нравственность — внутри человека. Мораль — вне, и выдумана как замена нравственности. Там, где нет нравственности, царит мораль — нищая и ничтожная. Там, где она есть, — морали делать нечего…» (5 сентября, 1970).
Это оправдывает Чуковского и как классика детской литературы, и как критика.
Ivolga Ольга Кузнецова 22 декабря 2009 г.
Очень интересно. Я про стиль. Вы бы, кстати, могли обыграть это в тексте, хотя бы одной фразой, чтобы у читателей не складывалось превратное мнение… Но это уже вам решать, как автору.
Я ещё о восприятии хотела сказать. Недавно поняла, что Ваши материалы я воспринимаю, только читая на бумаге, а не с экрана. Хотя, казалось бы, они не большие по размеру, и не сложные. Но вот такое, видимо, моё восприятие. Я, когда работаю над своими материалами, сначала пишу их на бумаге, а потом набираю, так как у экрана моя голова становится девственно чиста и в ней гуляет ветер. И как люди читают произведения в букридере?
P.S. Спасибо Вам за ответ на вопрос о провинциальности.
В. Отшельник 22 декабря 2009 г.
«у экрана моя голова становится девственно чиста и в ней гуляет ветер»
Очень интересно то, что Вы говорите. А я и «на бумаге» читая, иногда отключаюсь так, что по нескольку раз приходится перечитывать одну несложную фразу, если только она сразу не уколет своими шипами или не застрянет прямо в аорте…
Potanzuem 15 августа 2010 г.
Вы, очевидно, преподаватель….Вашим ученикам повезло!
В. Отшельник 16 августа 2010 г.
— Спасибо, Наталья! Расцениваю это как комплимент авансом, так как я не преподаватель и даже не профессор. Но обязательно постараюсь отработать его.
Дядя Петя 15 августа 2010 г.
«Вы, очевидно, преподаватель….Вашим ученикам повезло!»
Татьяна Рик 12 октября 2011 г.
Вячеслав, поскольку Вы просили прочитать и высказаться, высказываюсь. Материал очень интересный. Сразу захотелось отыскать и прочитать дневники Чуковского. Язык этих дневников потрясающий! Какие описания! На этом фоне важно удержаться. Меня немножко смущает фраза: «со страшной силой художника передаёт»… Мне кажется, так нельзя сказать. Слово «художника» тут лишнее. И сама фраза несколько разговорна — не совсем в стиле… Еще царапнуло словосочетание: «творческой тусовки». Тусовка — слово не из тех лет и не совсем то значение несет. Выпадает из контекста по стилю. А в целом — с интересом прочитала. Спасибо!
В. Отшельник 12 октября 2011 г.
И Вам спасибо, Татьяна. Мне очень важно было услышать Ваше авторитетное мнение.
Комментарии на литературном сайте «Fabulae«:
Александр Красилов 30 марта 2013 г.
В своё время не купил двухтомник «Дневников» Чуковского, недавно изданный.
Теперь жалею.
Впрочем, дедушка Корней тот ещё «добряк» был!
В. Отшельник 30 марта 2013 г.
Да, для многих, в том числе и поклонников его творчества, дневники стали «откровением». Самое интересное, есть люди, которые за «такое» готовы отказаться от своего бывшего кумира. А ведь он был просто честен перед собой, не лгал самому себе.