ИНТЕРВЬЮ ОЛЬГИ ВОРОНЦОВОЙ

Ольга Воронцова — представитель творческой элиты Санкт-Петербурга, поэт, актриса, режиссер, автор-исполнитель, руководитель своего Авторского театра поэзии, Президент АНО «Центр культурных программ, организатор и художественный руководитель Проекта «Изысканный шансон»…

В. Отшельник

Ольга, расскажите вкратце предысторию «Изысканного шансона»: когда и как зародилась идея, какие сложности и проблемы возникли в процессе её реализации?

О. Воронцова

В самом конце 90-х, начале нулевых мои песни исполнялись по СПб радиостанциям. Больше всего их было слышно на «Ностальжи», «Северной столице», ну, конечно, на третьей кнопке. И менее всего они звучали на Шансоне. Почему? Объяснялось это просто: Воронцова — не формат шансона. Мои кассеты (тогда были еще кассеты) продавались по всей России и в странах СНГ, были они и в сети магазинов «Титаник». Как-то я нашла в одном из таких магазинов свою кассету с моим первым альбомом «Я поеду на бал». Она лежала не на том прилавке, где был шансон. Я спросила продавца — почему? На что она ответила: «Ну, разве это шансон? Шансон — это там где про зону поют, это блатная лирика. Это что-то сродни авторской песни. Но и не авторская песня. В смысле — не бардовская. Это что-то такое изысканное, красивое. Может быть, сродни песням Вертинского или Эдит Пиаф. Не понимаю — что это по стилю».

Вот мне и было обидно тогда за самый, что ни на есть, классический шансон и песни, его продолжившие, вроде моих. Блатная песня — это тоже шансон, но другой его полюс. Получается, что произошла подмена понятий, в результате такая красивая музыка, носителем которой я являлась вслед за Шарлем Азнавуром, Джо Дассеном, Марком Бернесом, Клавдией Шульженко, Марлен Дитрих и т. д. не только была вытеснена из эфиров, но и попросту лишилась названия. Так, что-то непонятное… Но изысканное. Я с упорством, подогреваемым юношеским максимализмом, называла себя шансонье. А выглядела, как принцесса. Люди ничего не могли понять. Уже тогда я мечтала посвятить целую передачу тому, что такое настоящий, классический шансон. Может быть, какой-нибудь концерт, статью в газете. Несколько лет назад, когда интеллигентная публика (и профессиональные музыканты!) шарахалась при слове «шансон», у меня родился целый проект под названием «Изысканный шансон». Родился он в Большом зале КДЦ «Московский», поскольку совершенно случайно я получила зал, получить который бывает очень трудно. Бывает так, что мама ждет ребёнка, а потом оказывается, что рождается тройня. У меня получилось сродни этому: сразу же проект получил такой большой резонанс, какого я и не ожидала.

И уже через год появился «сыночек» этого проекта — Фестиваль «Истинный шансон». Он был заявлен Всероссийским, а родился… Международным! Сразу! Потому что, помимо артистов из разных уголков России, на него приехали участники из Эстонии, Германии и Белоруссии. Конечно, это было здорово! Но ребенка надо кормить, одевать и т. д. А финансирования не было. Вот это была самая первая трудность — общая для всех носителей проектов в самом начале, когда нет еще не только финансирования, но и ничьей поддержки. Слава Богу, нашлись люди, которые уже на том уровне оценили саму идею, сам посыл проекта. И помогли. Залы, по крайней мере, мы имели бесплатные, а это главное. Но в этом огромную роль сыграл тот факт, что я руковожу Автономной Некоммерческой Организацией «Центр культурных программ», которой на тот момент было уже почти 20 лет. Именно эта некоммерческая организация с ее славным прошлым и стала юридическим лицом для нашего проекта.

В. Отшельник

Автономная Некоммерческая Организация «Центр культурных программ»… Для непосвящённого почти ничего не говорит. А можно в двух словах, «с чем это едят»: смысл, функции, назначение организации?

О. Воронцова

Центр культурных программ — это Автономная некоммерческая организация, довольно известная среди некоммерческих организаций. Ей в 2021 году исполнилось 20 лет. Она создавалась конкретно под Премию «Люди нашего города», которая финансировалась аж из городского бюджета СПб. В роскошных залах кабаре «Олимпия», ресторана «Астория» и даже Большого Драматического Театра им. Товстоногова в одном зале собирались медийные люди Петербурга и те, что вышли из Петербурга. Анна Самохина, Ирина Мазуркевич, Дмитрий Нагиев, Сергей Рост, З. а. Р. Галина Бокашевская, З. д. и. Юрий Томошевский, Борис Гребенщиков, Диана Вишнева… Это те, кого я на вскидку могу вспомнить. Ведь я выступала в шоу-программе на этой Премии. А в 2001-м году я сама была номинирована на получении этой Премии в номинации «Лучший проект в области культуры» как хозяйка собственно Светского арт-салона. Это было тогда так модно, так современно.

Далее в рамках ЦКП было много разных мелких и крупных культурных и социально-значимых проектов. Мне эту организацию «передал» мой друг Кирилл Лёвкин, ныне занимающий высокий пост в сфере судейства фигурного катания. Я возглавила ЦКП в 2011 году. И теперь являюсь его генеральным директором, ну и, конечно, художественным руководителем. В настоящее время в нашей организации много культурных проектов, не все из них мои. Самым любимым из них для меня является мой театр, который так и называется — Авторский театр поэзии Ольги Воронцовой. Ну, а самым крупным и масштабным, ну и, конечно же, тоже любимым — проект «Изысканный шансон» и его производная — Международный фестиваль «Истинный шансон», который делится на фазы — «Осенний шансон» и «Весенний шансон».

В. Отшельник

Успех этого Проекта очевиден, особенно на примере последнего фестиваля «Осенний шансон», состоявшегося в конце прошлого года. А что конкретно Вы сами считаете для себя главным успехом? В чём он выразился?

О. Воронцова

Пару-тройку лет назад я заметила совершенно конкретную тенденцию разделения в музыкальном мире шансонных концертов и исполнителей на подстили. На афишах теперь можно увидеть «Золотой шансон», «Французский шансон», «Жёсткий шансон», «Блатной шансон», «Классика шансона» и т. д. Я даже не сомневаюсь, что все это произошло, что называется, с моей легкой руки, ведь проект сразу всколыхнул огромные массы людей в сфере культуры, искусства и даже чиновников. И если на первых порах молодежь вообще не понимала, что это вообще такое — какой-то шансон, то теперь она потекла к нам сначала тоненьким ручейком, потом тоненькой речушкой, сейчас эта речка уже ощутима. И, я верю, она будет расти еще.

В. Отшельник

Общее определение шансона. Интуитивно, конечно, понимаешь, о чём речь. Но порывшись в словарях, чтобы получить единственно правильную формулировку, всё же теряешься, не находя чёткий и ясный ответ. Ваше понимание этого термина изложено уже не раз в различных публикациях. И всё-таки, если можно абстрагироваться от словарей, но опираясь на вашу личную компетенцию, накопленную годами, не могли бы Вы дать своё определение понятию «шансон», как если бы это был Ваш авторский словарь? Итак, шансон — это…

О. Воронцова

Я не имею, как такового искусствоведческого образования. Но мне так часто приходилось в процессе обучения молодежи или написания статей, публикаций трактовать разные понятия из области музыки, театра, балета (я ведь в прошлом — балерина), что не нуждаюсь ни в каких словарях и являюсь искусствоведческим звеном своего большого проекта. Так вот, «шансон» — это песня в переводе с французского. Песня, рожденная «на улице» — в дешевеньких французских кафешантанах, на улицах Аргентины (танго), в порту, у цыганского костра, в остроге и т.д. Многие из этих песен позже были достойно обработаны профессионалами и взошли на сцены красивых концертных залов, звуча в исполнении Шарля Азнавура, Эдит Пиаф, Александра Вертинского, Клавдии Шульженко и т.д. По стилю шансон напоминает не тягучий блюз или речитативный реп, а искрящийся танец, брызги шампанского, бесшабашное веселье, или, наоборот, плач навзрыд, или маленький жизненный спектакль о жизни простых людей. Шансон многообразен и разнообразен. Но все его ипостаси объединяет то, что он близок и понятен народу своей искренностью и надрывом, тематикой песен.

В. Отшельник

Понятно. А с какого года Вы проводите фестиваль «Истинный шансон»? Наверняка за это время стало известно широкой публике не одно имя талантливого исполнителя — лауреата конкурса, а некоторые из них, благодаря ему, получили «путёвку в жизнь». Можно так сказать? Приведите, пожалуйста два-три конкретных примера, наиболее ярких…

О. Воронцова

Первым был «Весенний шансон-2019», т. е., родился фестиваль весной 2019 года. Кстати, ровно через год нам будет 5 лет — первый юбилей. Путёвку в жизнь?.. Я бы сказала, что, если это яркий, достойный артист, разумеется, он позже смог о себе заявить. А наш фестиваль стал одним из значимых этапов, одной из ступенек к этому. Ну, я думаю, вы понимаете, что мир эстрады и шоу-бизнеса сегодня перенасыщен настолько, что создать новых долиных, аллегровых, магомаевых и кобзонов посредством фестиваля сегодня невозможно. Сегодня уйма финансируемых артистов и то составляет большое месиво. Но есть чудесные артисты так называемого среднего класса (я лично ввела этот термин, мне кажется, он отражает суть), которые востребованы, они имеют определённую локальную известность, выступают на праздниках, в сборных концертах, порой даже дают качественные сольники и имеют своего зрителя. Я сама отношусь к артистам этой категории. Ну, давайте, расскажу о таких выходцах моего фестиваля.Ольга Воронцова Анастасия Бубнова

Во-первых, это Анастасия Бубнова. На «Весеннем шансоне-2019» она получила высшую награду — Гран при, на осеннем туре уже сидела в жюри, а далее стала Председателем оргкомитета фестиваля, то есть, наравне со мной возглавила этот фестиваль. Она не раз выступала в Кремле в проекте Николая Орловского. А фестиваль помог Насте еще шире, чем прежде, заявить о себе как авторе песен. Теперь ее песни поют уже во многих городах России и за ее пределами.

Так же на сцене в Кремле побывали и Владимир Медведев, и Владислав Филин. Всех этих артистов именно на «Истинном шансоне» заметил продюсер Николай Орловский.

Ренат Султанов сегодня очень востребован, организаторы его зовут в различные концерты, в том числе, и я. Так же и Наталья Скорупская, и Ангелина Княжищева. Все это весьма известные артисты в мире петербургской эстрады. Да, кстати, ведь все они получили один из главных призов фестиваля — песню, написанную специально для них Анастасией Бубновой, записанную в дорогой, качественной студии. И только эта песня уже стала супер-инструментом для продвижения.

Регина Баронова не заняла самых призовых мест, как и Светлана Трухина, но они были не просто замечены, но и приглашены в большой значимый концерт в рамках проекта «Изысканный шансон», который проходил в Большом зале КДЦ «Московский». После чего Регина вместе со своим партнером Арменом Оганесяном имеет свой фестиваль и выступает на больших сценах. А Светлана Трухина совместно со мной выступает в театрализованно-концертной программе «От Далилы до Сильвы». Кстати, песни Ильи Маслякова, который живет в Эстонии, поет не кто иной, как тоже в некотором роде известная в Петербурге певица Ольга Воронцова — руководитель проекта. А ведь я всегда пела только свои песни. Это только самые яркие примеры.

В. Отшельник

Следующее мероприятие в рамках «Истинного шансона» — «Весенний шансон — 2023» ? Уже объявлено о его проведении? Каковы Ваши ожидания на этот сезон?

О. Воронцова

«Весенний шансон-2023» состоится 23 апреля все в том же арт-ресторане, нашем добром «Старом Пловдиве» (проспект Ветеранов, 140В), 1 конкурсное отделение с 14.00 по 17.30, 2-е конкурсное отделение с 18.00 по 21.00.

А 25 апреля в 19.00 — праздничный гала-концерт с участием членов жюри, оргкомитета, почетных гостей и, конечно же, наших победителей. А 23 июня в Концертном зале «Троицкий» состоится большой Концерт Памяти «При свете Вечного Огня». Это уже в рамках «Изысканного шансона». Разумеется, участие в этом концерте станет одним из лакомых призов, которых, на самом деле, у нас очень много. Ждем мы от этого фестиваля новых имен, открытий, эмоций. Ждем еще большего притока молодых артистов и авторов. А так же уже знакомых нам конкурсантов, которые заметно «выросли».

В. Отшельник

Да, кстати, а где Вы набираете конкурсантов? Нужно пройти какой-то кастинг или достаточно подать заявление на участие? Это должна быть авторская песня, или необязательно? Это должен быть строго формат шансона?

О. Воронцова

Фестиваль уже сам по себе достаточно популярен. Многие артисты сами пишут нам, спрашивают о сроках следующих туров. «Сарафанное радио» тоже работает среди артистов. В соцсетях, конечно же, размещаем рекламу. О номинациях. Так сложилось, что наравне с шансонье, к нам на фестиваль упорно приходили исполнители поп-музыки. И авторы-исполнители. Особенно представители молодого поколения не понимали отличия шансона и эстрадной песни. Мы решили, чтобы не отвращать молодежь от нашего проекта, ввести номинацию «Эстрада», ведь, в конце концов, эстрада — это дочка шансона, он ее породил. А еще мы ввели номинацию «Авторская песня», которая, опять же, должна звучать в эстрадном, но, ни в коем случае, не в бардовском ключе. Романс (не классический, а городской, бытовой, жестокий, цыганский) мы тоже относим к шансону. Итак, по номинациям у нас получается следующая картина:

Шансон

Авторский шансон

Романс

Шансон — это песня (эстрада)

Авторская песня

Инструментальный шансон.

Согласитесь, довольно широкий спектр.

В. Отшельник

Я видел, патриотическая тематика в выступлениях участников фестиваля занимает не последнее место. Это как-то стимулируется на организационном уровне, или инициатива исходит снизу — от самих участников?

О. Воронцова

Тематику мы не диктуем. Просто всегда в преддверии 9 мая сообщаем о том, что песни о ВОВ и Победе очень даже приветствуются. А дальше уже инициатива исходит от самих конкурсантов. «Старые песни о главном» сегодня, в принципе, популярны, и все больше к ним обращаются у нас не только люди старшего поколения и среднего возраста, но и молодежь. А ведь песни из репертуара Клавдии Шульженко и Марка Бернеса — это и есть классика шансона. А такие песни, как «Катюша», «Смуглянка» или «В землянке»?! Самый, что ни на есть, военный шансон. Мне хочется, чтобы все было естественно, чтобы конкурсанты сами тянулись к этой культуре, без навязывания и принуждения, только так может пробудиться интерес и любовь к этой культуре. Хватит с меня того, что у нас запрещен «блатняк», вот это жестко под запретом. Такие песни мы отметаем на отборочном туре, на этапе прослушивания аудио- или видеоматериалов.

В. Отшельник

Ольга, я знаю, что у Вас есть ещё несколько больших творческих проектов. Надеюсь, мы о них ещё поговорим позже. А пока, всё-таки, поделитесь секретом: как Вы всё успеваете, где находите время и силы для столь бурной творческой и организационной деятельности?

О. Воронцова

Так я ничего и не успеваю! Ради «Изысканного шансона» и «Истинного шансона» (у меня, впрочем, есть еще один Международный дистанционный фестиваль «Красота спасает мир») я вынуждена была сильно затормозить деятельность своего Авторского театра. Полноценный спектакль «Диалог с Николаем Гумилевым» я играла в последний раз в декабре 2021 года, приурочив этот показ к юбилею Гумилева и к 10-летию моего спектакля. Понимаете, спектакль — это дело гораздо более трудоемкое, чем концерт. У меня — монотеатр, то есть, театр одной актрисы. Моноспектакль — это, в принципе, высший пилотаж актерского мастерства. Спеть песню или держать в напряжении зрительный зал на протяжении 2-х отделений. В спектакле каждый жест, каждая мизансцена, каждая эмоция выстроена, притом, надо ведь все прожить, чтобы все было органично, без фальши.

Я, если честно, очень тоскую по театру. Но, кстати, именно эта тоска меня толкнула к созданию совместной со Светланой Трухиной театрализованно-концертной программы «От Далилы до Сильвы», основанной на опере и оперетте (Света Трухина и ее партнер, в данный момент — Михаил Сиверин) и театре поэзии (это ваша покорная слуга). Кстати, 10 марта в 19.00 в малом зале КЗ Троицкий мы будем показывать эту программу. Она, говорят, очень красивая. Ну, конечно, галерея таких великолепных женских образов! Советую посмотреть!

А еще я руковожу своей организацией. Это тоже отнимает достаточно сил и времени. Но я по натуре — лидер, руководитель, поэтому все получается естественно.

В. Отшельник

У нас не было договорённости задавать Вам вопросы о личной жизни. Но если Вы сами сочтёте возможным что-то рассказать, то нашим читателям это будет безусловно интересно.

О. Воронцова

Раньше я не понимала, почему многие известные люди ведут очень замкнутый образ жизни, предпочитая для общения, в основном, свою семью. Теперь я очень хорошо это понимаю. Я — человек публичный — настолько часто бываю в центре внимания, среди огромного количества людей, что желание остаться в кругу своих самых близких, причем, в совершенно домашнем виде, без макияжа и прически, все острее. Слава Богу, у меня есть моя тихая и очень уютная гавань — это мой дом, где меня всегда ждут с радостью. Ну, раскрою секреты личной жизни. В моей жизни есть трое самых близких мужчин. Нет, я не султанша гарема. Самый старший — это мой папа, которому я очень благодарна за многие вещи в моей жизни. Например, за урок силы духа и мужества. В возрасте 63 лет он овдовел и одновременно потерял зрение. А несколькими годами позже в результате удаления гортани по причине онкологии — к слепоте у него прибавилась немота. Уже на седьмом десятке он начал писать стихи и песни, а после прозу — сначала с помощью диктофона, а после, лишившись голоса, способом начертания букв на столе или стене, при помощи волонтеров. Папа выпускает книгу за книгой, диск за диском. Правда, поскольку проживает отец в Ижевске (ко мне приехать отказался), я, практически, живу на два города.

Вторым самым важным мужчиной в моей жизни является мой дорогой муж. Встретились мы с ним тогда, когда оба уже имели взрослых детей. Моя бы воля — запретила бы браки вообще до 35 лет, а еще лучше до 40! Это шутка, но именно в зрелом возрасте возможен гармоничный союз, без соревнования в амбициях, эгоизме, ревности и…глупости. Мой театр мы тянули с ним вместе, теперь это наш совместный театр, поскольку Андрей Черненков — и постановщик, и технический директор (звук, свет, слайды ролики — все на нем), и бухгалтер. Спектакль мне без него просто не сыграть, репетировать с чужим звуковиком долго и муторно. А на фестивале или организованном мной большом сборном концерте — он просто правая рука во всем. Правда, мы с Андреем выдержали жестокую схватку с серьезной болезнью — несколько лет назад у него отказали почки. Была реанимация, долгое лечение, а теперь — привязка к гемодиализу 3 раза в неделю, это аппарат искусственной почки. Дали инвалидность 1 группы. Мы с мужем — радуемся! Ведь 100 лет назад его бы уже не было со мной. А теперь он даже поправился, был, как кощей бессмертный. Ведь муж правильно питается, не курит. На диализе можно жить. Мы даже уже выезжать начали за пределы Петербурга. Ну, пока начали с Ижевска, там есть гемодиализ. Так, мы можем надолго выехать туда, где есть центр гемодиализа. Правда, я уже не могу позволить себе подать на стол какие-нибудь сосиски или копченую колбасу, у нас особая диета. Но, как оказалось, среди диетической кухни столько обалденно вкусных рецептов! И я не слышала, чтобы хоть кто-то из нашего окружения назвал моего мужа инвалидом, пусть попробует! Он — режиссер, звукорежиссер, да чудо он мое! А знаете, я чувствую, что исполнила обет, данный перед алтарем — быть рядом и в горе, и в радости. Ведь мы венчанные. Было трудно, но какое это счастье — все выдержать и выстоять!

Бог троицу любит. Третий самый главный мужчина в моей жизни — это мой сын. В данный момент он на войне, в самом пекле, защищает Россию. Он и раньше был в военных структурах. Потом служил на подводной лодке. Думали, что это все в прошлом. Ведь еще этим летом на гражданке он работал барменом, причем, собирался учиться дальше, на бар-менеджера, чтобы стать руководящим звеном в своей сфере. Считал свою профессию очень творческой, ведь придумать и приготовить хороший коктейль, красиво его оформить — это искусство, так он мне объяснял. У каждого алкогольного и безалкогольного напитка есть своя история, все напитки связаны с культурой того или иного народа. В общем, отдавался он этому делу с душой. Но в настоящее время он считает, что невозможно смешивать коктейли, когда на фронте погибают его же друзья. И пошел сам, по контракту. В те дни, когда у меня с сыночком появляется какая-то связь, я летаю как на крыльях. Я сполна поняла ту радость, которую испытывала моя бабушка, получая с фронта треуголку. Я горжусь… И постоянно молюсь Богу. Слава Богу, мне в этом помогают мои православные друзья и родные.

В общем, вот такие чудесные у меня мужчины. Только вот все очень нуждаются в моей помощи. Слава Богу, я понимаю, что это — настоящее счастье, когда у тебя есть ответственность, когда ты можешь помочь. Предвижу некоторые вопросы, которые задают мне часто. Вопросы не очень умные. Отвечу сразу. Да, я знаю, что такое — начинать день с купания в бассейне и массажного кресла. Да, у меня были поклонники с личными самолетами и замками. С самыми серьезными намерениями. Были и те, кто мог бы подарить дворец для моего театра. Не жалею. Нисколько! Я понимаю, что то главное, что состоялось в моей жизни, — оно бесценно. Оно не мишурное, а настоящее.

В. Отшельник

Продолжаете писать стихи?

О. Воронцова

Стихи, конечно, я пишу. Печатаюсь. Но сборников персональных не выпускаю, за что меня ругают друзья из литературных кругов. А мне просто не разорваться. Но ведь все мои спектакли построены на моих стихах, так что, стихи звучат со сцены.

В. Отшельник

21 век… У нас такая стремительная жизнь, прямо гонка без остановок… за чем то абстрактным, вечно исчезающим… Получается ли хоть что-то читать не для галочки в личном дневнике, а для удовольствия, с погружением в сюжет, с искренним сопереживанием литературным героям, может быть, со слезами на глазах?

О. Воронцова

Просто чтение ради чтения — это, в основном, в дороге. Когда я еду к папе. Я очень люблю поезда. Едешь себе, покачивает, за окном чудесный пейзаж, а ты отдыхай себе, стихи пиши да книги читай. Когда нахожусь у папы, перед сном могу почитать с удовольствием. Но в процессе подготовки какого-то спектакля тоже бывает, мы с мужем внимательно читаем, погружаясь в тему, на которую у нас спектакль. Так, например, мы ставили «Кармен — принцесса роз», совместно с театром фламенко «LOS-COLORES» и довольно известной в Петербурге поэтессой Юлией Варфоломеевой. А в главной роли, роли Кармен — я. Только это была наша, сегодняшняя Кармен. Но, все равно, Мериме мы перечитали, Лоркой зачитывались, да и просто читали много об Испании. Это лишь один пример.

В. Отшельник

Вам присуща ностальгия по прошлому, или Вы не склонны предаваться ей?

О. Воронцова

Нет, ностальгии по прошлому я, наверное, не предаюсь. Разве что, песню могу написать «Я поеду на бал…в 19 век». Но это такая сценическая игра.

В. Отшельник

Ваше любимое место отдыха?

О. Воронцова

Любимое место для отдыха — дома, где мы с мужем сами создавали красоту и уют, развешивали картины, расставляли книги. На нашем мягком диване, на котором вместе с нами обитают пушистые котик и кошечка. Перед большим экраном, на котором мы смотрим наши любимые фильмы, попивая чай или кофе. Ну, или еще в нашем дворе, особенно поздней весной и летом, когда все в цвету. Или в период золотой осени. Мы живем в самом настоящем Эдемском саду. Под моим балконом — жасминовый сад, а я обожаю аромат жасмина. Или на Неву или на Охту можем сходить погулять, мы живем рядом с двумя этими реками. Только вот беда — не так уж часто нам выпадают часы для отдыха. Зато мы их умеем по-настоящему ценить.

В. Отшельник

Ольга, большое Вам спасибо, что согласились дать интервью и ответили на мои вопросы. Желаю Вам больших творческих успехов и счастья в личной жизни!


17 февраля 2023 г.

Facebooktwitterredditpinterestlinkedinmail

Добавить комментарий