TO BE, OR NOT TO BE?

КУЛЬТУРА ДНЕВНИКОВЕДЕНИЯ


«Надеюсь, что я все смогу доверить тебе, как никому до сих пор не доверяла, надеюсь, что ты будешь для меня огромной поддержкой.» (
Дневник Анны Франк Запись за 12 июня 1942 г.)

Всего две строчки. Начало дневника. Простое, незатейливое вступление. Могла ли предположить 13-летняя девочка, что уже через несколько лет, когда будет опубликован её дневник, эти слова набатом отзовутся в сердцах миллионов и станут письменным свидетельством преступной сущности нацистской идеологии. Могла ли она подумать, что станет примером тысячам своих сверстниц последующих поколений?

«Суббота, 20 июня 1942 г.

Несколько дней я не писала, хотелось серьезно обдумать – зачем вообще нужен дневник? У меня странное чувство – я буду вести дневник! И не только потому, что я никогда не занималась «писательством». Мне кажется, что потом и мне, и вообще всем не интересно будет читать излияния тринадцатилетней школьницы. Но не в этом дело. Мне просто хочется писать, а главное, хочется высказать все, что у меня на душе».

Наверное, каждый, кто когда-либо вёл, или собирается вести личный дневник, задавался этим вопросом: Зачем люди пишут Дневники?

— Почти что Гамлетовское: «Быть или не быть?». Ведь если не ответить себе на этот вопрос, то действительно, зачем писать? Какой смысл, и какая польза нам, смертным от этого серьёзного и отнюдь не праздного занятия, которому посвящаем драгоценное время нашей бесценной жизни?

«Дневники – письменное свидетельство моих недостатков и моей слабости». (23 декабря 1984 г. Татьяна Доронина: дневник актрисы.)

Вот так… Спокойно. Расчётливо. Честно. Признание Великой актрисы. Самой себе.

Но не в этом ли, простом и честном признании – «письменное свидетельство» Силы и Величия Человека? Не здесь ли, в глубинах самопознания, рождается Главное – осознание Правды, Протест – против лжи, лицемерия, подлости…

«25 января 1985 г.
Татьянин день! Неискренние поздравления и два анонимных, до тошноты подлых звонка. Какая грустная картина: во главе театра – сильно пьющий человек. И забываешь о его актёрском обаянии, а думаешь о преступлении, которое он совершает. А наши нынешние Белинские и Кугели – поют осанну и пишут статьи – сказки для недоумков! Мне так надоело повсеместное враньё, «сказка» в любом виде меня оскорбляет и раздражает. Я мечусь, как затравленная дворовая кошка, ору утробным звуком, изгибаю в ненависти спину – это вместо того, чтобы гулять на поводке рядом с хозяином, нежно мурлыкать, лосниться целой и пушистой шкуркой и сиять круглыми, зелёными, как трава, глазами. Я всегда – кошка без хозяина. Глядя из своего угла, куда меня загнали собаки, на кошек домашних, я презираю и немного завидую их целым шкуркам и красоте травяных и неутомлённых «глаз без слёз».Это моё состояние – обычное, каждодневное. Минуты отдыха – когда я играю».
(
Татьяна Доронина: дневник актрисы.)

«Мне просто хочется писать…» Всё! Ничего более.

Писать — значит мыслить, чувствовать, жить…

Если хочется это делать, значит, в человеке заложен Потенциал. Значит, сама Природа дала заявку на твою непосредственность, состоятельность, самобытность. Что заставляет нас, смертных и грешных, копаться в себе? Не потому ли, что подсознательно каждый из нас верит в свою Атлантиду, в свою звезду. А иначе, зачем я на свет родился? Зачем ЖИЗНЬ – это короткое мгновение вечности, отпущенное тебе свыше? Может быть, в этом, гамлетовском «to be, or not to be?», и кроется секрет Твоего Предназначения? И каждый волен выбрать: остаться в веках, либо уйти в небытие, будто и не было Тебя никогда в Этом Мире. И мы выбираем второе. Большинство из нас. Почему? Почему мы не хотим раскрыть свой Потенциал, данный каждому от рождения? Почему мы уходим, не оставив следа, так, что даже наши дети, чего говорить о внуках и правнуках, не могут порой обнаружить не только «письменного свидетельства» нашего короткого пребывания здесь, но и прямых доказательств их принадлежности к своему роду.

Какая горькая неизбежность…

И плодятся Иваны, не помнящие родства.
И новые Павлики Морозовы, переименовавшись в «новых русских», промышляют тем же, добывая место под солнцем.

Но неизбежность ли это?
Не следствие ли это, всего лишь, нашей бездеятельности, бездуховности, малодушия, нетребовательности к себе и преступно халатного отношения к собственной жизни?

Задумаемся над этим…

Вячеслав Отшельник,  24 марта 2007 г.
«Твой Личный Дневник»


КОММЕНТАРИИ:
Ivolga (20 октября 2009 12:08)

«Писать — значит мыслить, чувствовать, жить…«

То есть если перестаёшь писать, то всё? Жизнь кончена? Можно готовить крест? А как насчёт homo-читающих? Они вроде тоже должны относиться в группу — значит мыслить, чувствовать, жить…

«И плодятся Иваны, не помнящие родства».

Сейчас, когда есть Интернет под рукой, знания в голове, в руках перо и бумага, а ты не средневековый невежда, можно говорить — пишите дневники, чтобы осталась память потомкам. Но громче всего о нас скажут не дневники, а дела, реальные поступки и то, что ты завещаешь своим потомкам, какую мудрость жизни ты им даруешь
.

«И новые Павлики Морозовы, переименовавшись в «новых русских», промышляют тем же, добывая место под солнцем.
Но неизбежность ли это? Не следствие ли это, всего лишь, нашей бездеятельности, бездуховности, малодушия, нетребовательности к себе и преступно халатного отношения к собственной жизни»

Очень неоднозначный материал… Начинаешь читать — так всё здорово! А заканчиваешь и думаешь, а так всё красиво начиналось… Поспорила бы, но… не буду. Не стоит оно того… Ваша позиция — Ваш материал.

Вячеслав Отшельник (23 октября 2009 07:06)

«То есть если перестаёшь писать, то всё? Жизнь кончена? Можно готовить крест? А как насчёт homo-читающих? Они вроде тоже должны относиться в группу — значит мыслить, чувствовать, жить…»

Согласен с Вами.
Современный философ из Казахстана Индира Зарипова об этом сказала так: «Очень часто собирание наших мыслей (и нас самих) происходит через медитирование на текстах. Что-то из этих текстов проскальзывает в нашу рассеянную жизнь и её упорядочивает. Чтение — не развлечение, а формирование сознания, а с ним — личности, с которой в наше время, во всех странах явная напряжёнка».

Но разве я противопоставил группу пишущих группе читающих? Я тоже некогда ловил себя на мысли, слушая песню «Трус не играет в хоккей»: как же так, если я не играю в хоккей, значит я — трус? И лишь взрослея, стал понимать, в каком контексте написаны эти слова.

«Очень неоднознайчный материал… Не стоит оно того…» .

Простите, но я вас не понял. Конечно, если он того не стоит, то не буду и напрягать. А вот по поводу неоднозначности, мне, всё же, хотелось бы услышать мнение и других товарищей: хорошо это или плохо? (не сама статья — бог с ней, а неоднозначность…).

Ivolga (23 октября 2009 11:15)

«Простите, но я вас не понял»

Неоднозначный материал не оставляет людей равнодушными, а, значит, Вы писали не зря, затронули что-то в душах людей. А Вы на что-то рассердились?

Вячеслав Отшельник
(23 октября 2009 11:22)

«А Вы на что-то рассердились?»
Нет, я подумал, что Вы ратуете за однозначность, и боялся разочароваться в Вас.

mishakov
(23 октября 2009 13:10)

Язык, слог — здесь все на хорошем уровне. Чувствуется рука человека, поднаторевшего на поприще журналистики. Есть даже уклон в сторону излишнего литературного украшательства. Но, не зная целей, задач и предназначения материала, не решусь отнести этот момент к недостаткам.

А вот что бы точно посоветовал, так это подсократить цитату от Дорониной.
Длинновата. И уводит в сторону от основной мысли статьи. Это о форме, к которой, по большому счету, претензий нет. А вот логическая структура небезупречна. В начале статьи вы задаетесь вопросом: «Зачем люди пишут дневники?». И по началу честно начинаете искать на него ответ, прибегая к мнению различных людей.

Но в какой-то момент вы вдруг ни с того ни с сего вбрасываете тезис, из которого следует, что «писать — это значит остаться в веках, а не писать — значит уйти в небытие, будто и не было Тебя никогда в Этом Мире. Но откуда это взялось? Вы же даже не пытались этот тезис доказать. А ведь он не настолько очевиден, чтобы принимать его за истину без обсуждения. Хотя, мне как человеку, ведущему дневник, он лестен.

Неужели Сергей Королев, не оставивший дневниковых записей, бесследно канул в вечности? И то, что человечество летает в космос, никак ему не зачтется? Кстати, его заместитель Борис Черток издал свои дневники, и благодаря им мы теперь знаем, как эта гонка за лидерство в космонавтике происходила.

Дальше вы принимаете этот недоказанный тезис за истину, и переходите к обличительным финальным аккордам, доходя до Иванов, не помнящих родства. Именно эту подмену тезиса, как мне кажется, интуитивно почувствовала Ivolga, отчего и употребила в комментарии слово «неоднозначный».

Вячеслав Отшельник (23 октября 2009 14:47)

Спасибо, Валерий, за позитивную и аргументированную критику. Видимо, я неточно сформулировал свою мысль, если в ней звучат нотки категоричности. Я подумаю об этом.

А Вы действительно считаете, что нужно было придать более обтекаемую форму авторской позиции, или в принципе ограничиться только постановкой вопроса? А если я апологет дневника, это уже плохо? Нет, подождите, я ведь даже не говорил, «быть или не быть» дневнику. Не оправдываясь скажу: вопрос заключается в том, быть или не быть Личности, состоится ли Человек? Ведь не секрет, что эти понятия с большой буквы зачастую никак не ассоциируются с жизнью конкретного индивидуума. И это уже никоим образом не ущемляет Личности уважаемого мной Сергея Павловича Королёва.

Дневник, безусловно, лишь средство, одно из средств самореализации. Но, наверное, мне так и не удалось сделать акцент именно на этом. Из-за моего «апологетства». Будем работать над этим.

Nina Glina (12 ноября 2009 13:31)

Уйти в небытие… Разве можно уйти в небытие? Если взять погибших на Первой Мировой, то они просто утонули в нём, ведь большинство не вело дневников и не смогло полностю раскрыть свой талант, но нельзя сказать, что они нечего не сделали. Как это не парадоксально, но ихняя смерть подарила многим жизнь. И пусть мы не знаем ихние имена, но забыть ихние деяния мы не можем. Разве не это главное?

Вячеслав Отшельник
(12 ноября 2009 10:22)

«Разве можно уйти в небытие?»

Да. И тому можно приводить множество примеров.

«Если взять погибших на Первой Мировой»

Если следовать этой логике, то почему только «на Первой мировой», а не на всех войнах, когда-либо бывших в истории, и подразумевать только наших соотечественников, а остальные что, не люди?

«они нечего не сделали»

Разве только этот вывод и напрашивается из моих слов?

«забыть ихние деяния мы не можем. Разве не это главное?»

А разве я сказал, что это «не главное»? Что нужно сделать, чтобы отдать должное памяти безвестных героев — призвать всех не вести дневники? Не лучше ли посвятить им — не абстрактным понятиям «народ», «старики», «герои», а конкретным людям — свою благодарную память и труд, а не выискивать злой умысел там, где его нет. Простите, но единственный вывод, который напрашивается из всего этого — никогда не следует говорить: «Трус не играет в хоккей». Тут же услышишь хор протестующих: как, если мы не играем, значит — трусы?..

Вся проблема здесь, думаю — в индивидуальных предустановках на восприятие, не более того. А вообще, спасибо за вашу точку зрения. В дальнейшем я буду более взвешенно воспевать «Культуру дневниковедения», чтобы не ущемить самолюбие тех, кто не ведёт дневники. Да и их призываю предохраняться, дабы не травмировать свою психику.

Nina Glina
(12 ноября 2009 13:31)

Погибшие на Первой Мировой-это конкретный пример. Конкретным людям-это именно каким? Погибших было очень много. Единственное, как мне кажется, что сейчас придумали, что бы вспомнить всех-это минута молчания и фамилии на памятниках. Хотя да, Вы правы. Я действительно немного утрирую.

Вячеслав Отшельник
(12 ноября 2009 19:18)

«Конкретным людям-это именно каким? Погибших было очень много».

Мне нравится, например, то, что делают увлечённые молодые люди в поисках героев Великой Отечественной войны (не чёрные копатели, естественно). Ведь каждого без вести пропавшего воина ещё, может быть, кто-то ждёт, если и не живого, то хотя бы весточки от него, хотя бы урну с прахом. Честь и хвала таким искателям. А можно вспомнить и о своих предках, лишний раз заглянуть в домашний архив, рассказать о них. Да мало ли есть возможностей в этом благородном деле. Простите за нравоучительные нотки.

Facebooktwitterredditpinterestlinkedinmail

Добавить комментарий