Культ Личности

Национальная идея России:
Вера, Духовность, Культ Личности.

«Культ личности Сталина», с лёгкой руки товарища Г. М. Маленкова (его соратника и преемника), многие годы был притчей во языцех как в кулуарах Советской власти, так и в подзаборных, ни к чему не обязывающих спорах чрезвычайно политизированного отечественного обывателя. И никому, почему-то, было невдомёк, что выражение это — неудачно и неверно по сути.

Правильно было бы просто: «культ Сталина». Да, это была, безусловно, сильная личность (рука, всё же, не поднимается написать с большой буквы). Но ведь в действительности происходил культ конкретного человека, а не Личности в изначальном, общем, высоком смысле этого слова. И тем самым было дискредитировано, всерьёз и надолго, само понятие «Личность». Низвергнув вождя с пьедестала, распотрошив усыпальницу, партия, «не помнящая родства», тут же забыла о нём, проститутка, и стала насаждать в сознании деклассированного народа культ мелкого и ничтожного человечка, «квадратика», совка, послушно смотрящего в рот начальству, всегда готового взять «под козырёк».

Не забыли ещё, старшие товарищи:

«Пионер, будь готов! — Всегда готов!» ?

Или:

«Партия сказала: Надо! — Комсомол ответил: Есть!» ?

Знаю: «вечно вчерашние» вряд ли прочтут это эссе — у них аллергия на всё, что не вписывается в их обл_денелые стереотипы. Ну и пусть. Нам всё-равно с ними не по пути. И не резон было бы лишний раз тревожить заблудшую душу покойника, и так не знающую, куда приткнуться: куда не сунется, бедолага, всюду «мёртвые с косами стоят», умерщвленные им, прямо и косвенно…

Да вот незадача: дался нам этот «Культ Личности».

Начнём же, благословясь…

Духовность у нас чаще всего ассоциируется с религией. Да не обидятся на меня отцы святые и люди набожные, но духовность происходит не собственно от религии, а прежде всего, от Веры. А это – не одно и то же. Ибо Вера бывает разная, в том числе, и в то, что Бога – нет. Атеизм, сам по себе, ещё не означает бездуховность. А человек, верующий в Бога, ещё не значит — безгрешный. Но я не собираюсь противопоставлять одно другому. Просто нужно признать, что не Вера – производное от религии, а религия – от Веры. Вспомним, что существует не только Вера в Бога, но ещё и Вера в «светлое коммунистическое будущее», идеалы Добра или тёмные силы, языческие символы, астрологические предсказания, Вера в Себя… То есть, от Веры произошло всё то, с чем связываем мы свои надежды, мечты и абстрактные представления о лучшей жизни. Какой бы она ни была, но она должна быть в человеке, сколь бы метафизическим не было это понятие. Человек, который ни во что не верит – не представляет собой ничего. Это истукан, предмет неодушевлённый, аморфная, нежизнеспособная масса из плоти – не более того.

Таким образом, мы наблюдаем неразрывную связь между Верой и Духовностью человека. Нравится это кому-то или нет, но Духовность также не является собственностью религии, её неизбежным производным. Другое дело, что религия помогает слабым укрепиться в их Вере, обрести духовные ценности, хранить в человеке древние нравственные традиции и заповеди предков. Более эффективного способа для реализации этих задач человечество ещё не придумало. Поэтому, возрождение храмов — святое и благородное дело.

Но вернёмся к собственно понятию «Вера«

Вера – орудие страшной силы! Она содержит в себе огромный Потенциал, который может иметь и созидательную и разрушительную направленность. Таков закон человеческой природы, сущность его бытия. Мы можем приводить примеры, как из новейшей истории, так и периода средневековой инквизиции, когда за осатаневшими лидерами шли миллионы. Впрочем, нет – сами миллионы выводили их на гребень истории. И движущей силой при этом всегда была Вера, переходящая в фанатизм – веру слепую, остановившуюся в своём развитии, не способную направить свою энергию во благо человеку. Низвергающую в гибельную пучину самоуничтожения. А мы до сих пор сомневаемся в её созидательных и разрушительных свойствах. Недооцениваем её.

В писании сказано:

«Когда Христос исцелил бесноватого, ученики спросили его, почему те, которые пробовали исцелить его, не могли этого сделать? Христос отвечал им: это из-за вашего неверия, потому что, истинно говорю вам, если бы вы имели веру с горчичное зерно и сказали бы этой горе: «перейди сюда», она – перешла бы, и ничего бы не было невозможного для вас».

Как же человечеству избежать новых, возможно, куда более страшных потрясений? Я вам, товарищи, не пророк, но позволю себе напомнить: то, куда пойдёт Мир, напрямую зависит от каждого из нас, от того, во что мы конкретно верим. Результирующее направление движения представляет собой сумму всех векторов, и, хоть на йоту, но зависит от вашего. Природа человека такова, что он на подсознательном уровне концентрирует весь свой Потенциал на том, во что верит. А этот Потенциал, поверьте, очень велик.

Если ты однажды сказал, что умрёшь рано, и искренне убеждён в этом, то будет именно так (и не надейся втайне на снисхождение). Предпосылка тому одна – твоё убеждение. Не отдавая себе отчёта, ты сделаешь всё, чтобы доказать свою правоту. Или не сделаешь ничего против этого.

Если мы, в массе своей, уверены, что у Мира нет Будущего, то откуда оно возьмётся? Ведь мы палец о палец не ударим, чтобы его построить.

Таким образом, дорогие друзья, задача для всех нас заключается в том, чтобы культивировать свою Веру, поднять её на достойную современного человека высоту. Тем более, сделать всё, чтобы не допустить своей внутренней распущенности, не бросить эту Веру на произвол судьбы, чтобы обратить её во благо, а не во вред нашему бренному бытию. И первое, с чего нужно начать – истребить в себе невежество и бездуховность. Бездуховность – это жизнь без Души. Это – верная смерть! Тебя не было, и никогда больше не будет. Но ещё остаётся шанс…

Эта тесная, неразрывная связь двух понятий — Веры и Души Человека — не абстрактна. Она воплощается в его Личности. Это — непременный атрибут Личности. Её достояние. Её стержень, скелет, связывающий воедино весь организм, его материальную и нематериальную составляющие. И нет, во имя нашей будущей жизни, во имя всех поколений наших потомков, во имя славы и уважения предков наших, более важной и благородной задачи, чем Культ Личности.

Если же говорить о большем, то можно с уверенностью сказать:

Человечество в той степени будет овладевать материальным миром, насколько усовершенствуется его Духовность. И, с другой стороны, насколько укрепится и облагородится наша Вера, насколько массовым, популярным станет Культ Души, Культ Личности Человека (не в извращённом, но в истинном смысле), настолько жизнеспособными будем мы в расширяющейся Вселенной. И тогда безграничные просторы её и неисчерпаемые ресурсы будут покорно служить человеческому гению. Я верю в это. И ничтоже сумняшеся заявляю:

Государство Российское, чем раньше, тем лучше, должно принять, как официальную идеологию своей внутренней политики, как надёжную гарантию во-избежание всякого рода исторических тупиков и социальных потрясений, а также межрелигиозного противостояния, как основополагающую — Идею Духовности и Культа Личности Человека, которая, в свою очередь должна стать основой Национальной Идеи России.


Материал впервые опубликован в 2009 г. на сетевых ресурсах автора.

Данное эссе также опубликовано:

ИЗБРАННЫЕ КОММЕНТАРИИ:

Мария Принцметалл 7 февраля 2010 г. (Блоги@mail.ru — ресурс закрыт)

У А.С.Макаренко в «Педагогической поэме»:»…теоретически она лошадь, а прахтически она падает»… Я восторженно даже соглашаюсь с Вашими убеждениями,но….: где взять такое количество народа, которое (количество)услышит Вас и «сделает жизнь» по предложенному Вами благородному сценарию? Вы когда-нибудь «ходили в народ»: социологические опросы (пять лет), участие (месяц — это много)в переписи населения, были «агитатором» хоть на выборах в местную Думу (здесь три месяца тесного общения с избирателями)? Это я проходила. Про себя могу сказать:только жалость и сострадание и по сей день удерживают меня от….ненависти, брезгливости….? Из прочитанного : парад на Красной в Москве, ушла техника, и голос Сталина (не отключили микрофон):»А теперь пошли бараны».Если даже анекдот… Ой, я,наверняка, опять не о том. Но как же мне хочется практического осуществления Культа Личности от Вячеслава Отшельника!

Наталья Ахмедова-Вапаева 7 февраля 2010 г. (Блоги@mail.ru — ресурс закрыт)

Идея Духовности и Культа Личности Человека.

«И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им проверещать» (Деяния гл.2. ст.4). Большинство праздную этот праздник, но понятия не имеют, что же за таинство это?

Чем больше народа в страхе или под влиянием, не просеивая собственную жизнь, тем больше энергия мыслей людей меняет планету…

Прекрасная статья, Слава!. Человек обладает такой энергией, о силе которой даже не подозревает, идёт по пути наименьшего сопротивления (нам и так хорошо). И энергия эта -ДУХ. Но, НЕ ВЕРЯ В ЭТО, мы тряпичные куклы, о которых в своё время спел Андрей Макаревич. Не будучи триедины, как Наш Создатель, мы — зомби.

В. Отшельник 

Рад, что ты согласна со мной в главном, Наталья.

Нелли Знова 7 февраля 2010 г. (Блоги@mail.ru — ресурс закрыт)

Философы Китая утверждают: «Любой живущий — спаситель мира». Думается, Ваш материал, Вячеслав, именно об этом!

В. Отшельник

Признаться, никого не читал…

Андрей Ефремов 7 февраля 2010 г.  (Блоги@mail.ru — ресурс закрыт)

«Ибо Вера бывает разная, в том числе, и в то, что Бога – нет.
Атеизм, сам по себе, ещё не означает бездуховность.
А человек, верующий в Бога, ещё не значит — безгрешный».

Всё абсолютно правильно, Вячеслав! А вы атеист или…?
Меня почему-то этот вопрос заинтересовал. А в национальной идее религия, по моему,
присутствовать должна, вот только не 100-процентно православная — у нас всё-таки
государство многонациональное.
С уважением, Андрей.

В. Отшельник 8 февраля 2010 г.

Андрей, я с Вами согласен на все 100%. Просто моё эссе не претендует на исчерпывающую и законченную модель. Я попытался выделить главное, что в моём понимании должно составить костяк национальной идеи. Конечно, Россия — многоконфессиональное государство, и всякая Религия должна занять в нём своё достойное место. Об этом, кстати, я говорил и в своей критической статье на работу Николая Кофырина «ПУТЬ РОССИИ — МОДЕРНИЗАЦИЯ»
На Ваш вопрос отвечу, хотя и не люблю потрясать своим атеизмом. Есть атеизм, — и есть атеизм. Да, я атеист. Но это — моя Вера, а не идеология. И я уважаю чувства всех верующих. Мало того, заявляю, что церковь (традиционные конфессии) — должна иметь вес в обществе и оказывать влияние на умы и образ жизни граждан, потому что ничто (в том числе и атеизм)не содержит в себе такого богатства мудрости, глубоких традиций и чистоты нравственности, как Религия. Человечество в своём духовном развитии ещё не настолько самодостаточно, чтобы обходиться без неё.

Александр Красилов 12 декабря 2012 г. (Лит. общ. Fabulae)

Размышление о разнице определений «культ личности Сталина» и «культ Сталина» — это, Вячеслав, по-моему, весьма тонкое наблюдение!

Понравился и основной текст эссе.  (хотя, конечно, по привычке несколько досадовал я при чтении на недоработанность пунктуации в некоторых предложениях и на отдельные опечатки: «втайне» и др.).

В. Отшельник 12 декабря 2012 г.

Александр, благодарю за комментарий. Недостаток моего образования для меня тоже большая досада, хотя это ни в коем случае не оправдывает меня. Я бы Вам был безмерно благодарен, если бы всякий раз при прочтении моих «опусов» Вы делали мне подобные замечания, и по конкретней, пожалуйста (если найдёте время и желание).

Александр Красилов 12 декабря 2012 г. (Лит. общ. Fabulae)

Вы правы, Вячеслав, это действительно требует достаточного количества времени. По небольшим стихотворным произведениям я иногда делаю эту работу (если авторы не против), но по объёмным (в формате сайта) произведениям это затруднительно.
Если текст предназначается Вами для печати, то, безусловно, его надо корректировать. Пусть и не радикально, но хотя бы на уровне шлифовки.

В. Отшельник 12 декабря 2012 г.

Согласен с Вами. Будем работать. Но для печати, это вряд ли. Я не претендую на столь высокий уровень своих произведений.

Колян Платков 9 января 2014 г. (Лит. общ. Fabulae)

В вашей статье вы не дали ваше определение «религии». Определение «веры» дали.
Насколько я интуитивно понимаю автора вера — это индивидуальное ощущение человека. Сколько людей — столько и вер. А религия — это сформулированное учение с догматическим учением, аскетической практикой. То есть если несколько людей верят в одно и то же то они основывают религию, определяют догматику т.е. критерии по которым узнают единоверцев (например: ты веришь в переселение душ в новое тело с забыванием прошлой жизни или в воскресение мертвых в том же теле и с тем же сознанием и памятью? Если первое — ты не наш, если 2е ты наш)

По поводу культа личности — то подобные религии (что такое религия я изложил выше) существовали с первобытных времен. То есть культ личности вождя и культличности шамана. Это значит культовую личность надо слушаться т.к. она обладает силой и властью которая направляет, управляет, защищает… Таким образом направление действия понятно.

По поводу веры в светлое будущее. Тут не религия как то коммунизм, христианство, ислам (политизированный разумеется) а у каждого свое ощущение. Получаем: лебедь рак и щука. Поэтому по религии что то построить можно, по вере — только будет словоблудие. Даже диспута не получится т.к. нет базовой терминологии.

В. Отшельник 10 января 2014 г.

Спасибо Вам за участие и понимание важности поднятой в эссе проблемы. В процессе её обсуждения могут быть и совпадения взглядов, и различные точки зрения. Это нормально.

«В вашей статье вы не дали ваше определение «религии». Определение «веры» дали».

Понятие «Вера» непосредственно вписывается в рамки поднятой проблемы, без чего мне сложно было бы углубиться в «Культ Личности». Понятие «Религия» затронуто косвенно, в связи с тем, что оно всегда ассоциируется с «Верой» и зачастую её значимость ошибочно доминирует над последней. Поэтому я и не стал углубляться в «Религию».

Колян Платков 10 января 2014 г.

Тема веры и религии меня очень интересует + присутствует богословское образование 🙂

Арджуна 10 января 2014 г. (Лит. общ. Fabulae)

ну очень у Вам напутано с понятиями, откуда и чехарда

в первой части согласен, по поводу культа, а далее…
не буду цитировать Вас и писать: вот так у Вас, а вот так — просто выскажусь по упомянутому

религия — путь, коим идут к высшей цели, не материальной, а именно высшей, которая выше материи и нетленна
остальное — не религия, а секта, культ, фантатики — что угодно, наплодить успели много

духовность, это то, что развивается в следствие движения по помянутому пути, а также, то, что и приводит на этот путь
потому как представляет собой заботу не токмо о животе своём, но и кое что ещё

Вера, чем только в Вашем тексте не предстаёт, чаще — убеждённость, да да — всего лишь, и ни к вере, ни к Вере не имеет никакого отношения
Вы же сами помянули горчичное зерно, ну какая это на хрен вера, если такового не происходит?!!
убеждённость же — всего лишь следование приглянувшейся идее, тем большая, чем больше в неё впёрся

Вера — штука сознательная, а не бессознательная и не создаётся, а творится и возникает сама, чудесным образом — се процесс не материальный и не есть творение этого мира
если есть интерес, о вере у меня есть заметочка… правда, написана не для праздности
с Уважением

В. Отшельник 10 января 2014 г.

Благодарю Вас за Ваше мнение. Рад, что и у Вас тематика моего эссе вызвала неподдельный интерес.
Моя точка зрения не претендует на всеобщую поддержку и понимание, поэтому я не разочарован, а напротив, удовлетворён, что и Вы высказались на этот счёт. Спасибо.

Leisan (сайт «Журналист-PRO» — ресурс закрыт)

Под вашим заявлением подписываюсь!!! Отличная статья. Только вот государству такая идеология не очень-то выгодна.

Inna Sidorkova (сайт «Журналист-PRO» — ресурс закрыт)

Да, поддерживаю мнение Leisan. Хорошая статья.

Constanta (сайт «Журналист-PRO» — ресурс закрыт)

Вы пишите о пользе веры, но кроме пользы вера может принести и вред. Например, вера в реальность коммунизма приводит лишь к разочарованию или полному атрофированнию мозга.

Есть люди, которые искренне верят, что они лучше других, но с такими людьми бывает противно общаться, потому что в реальности они не то, что думают о себе. Слово «самоуверенность» происходит от слова «вера».

Вера — это хорошее дополнение рационализму. Кстати, призыв к вере очень хорошее средство манипуляции. Наша власть пользуется этим.

Слепая вера страшна тем, что она может исказить мышление.

Из достоинств веры можно назвать то, что она помогает жить и то, что и вправду бывают случаи чудесных исцелений (эффект плацебо).

В. Отшельник

Constanta, я пишу не о пользе Веры, а о её силе и могуществе. И приведенный Вами пример лишь подтверждает совпадение наших взглядов. Обратите внимание:

«Вера – орудие страшной силы! Она содержит в себе огромный Потенциал, который может иметь и созидательную и разрушительную направленность. Таков закон человеческой природы, сущность его бытия. Мы можем приводить примеры, как из новейшей истории, так и периода средневековой инквизиции, когда за осатаневшими лидерами шли миллионы. Впрочем, нет – сами миллионы выводили их на гребень истории. И движущей силой при этом всегда была Вера, переходящая в фанатизм – веру слепую, остановившуюся в своём развитии, не способную направить свою энергию во благо человеку. Низвергающую в гибельную пучину самоуничтожения. А мы до сих пор сомневаемся в её созидательных и разрушительных свойствах. Недооцениваем её».

А то, что власть эксплуатирует Веру человека в своих интересах, то это не новость, и ещё не самое худшее. Куда печальнее было бы, если б она использовала массовое неверие ни во что, приводящее к безвластию… Но мы то с Вами понимаем, что нам нужна сильная власть, а не анархия, разрушающая и храмы, и вообще всякую Веру.

Спасибо Вам за содержательный комментарий.

Цитата tsandr: «Странные утверждения! Религия, строго говоря, набор обрядов. Оттого и разнятся православие, католицизм, протестантство. Совсем не то, что вера! Что ей до внешней обрядности, зачастую фальшивой, неискренней? Может ли религия помочь-укрепить, если ныне она почти открыто вытесняет собственно веру в Бога, подменяет ее внешней обрядностью?»

— Не понимаю, о чём Вы говорите. Как можно отрицать Религию с её тысячелетними традициями, мировоззрением, как носителя нравственности? Что же предложим взамен?

Цитата Lafftrak.Alex: «философствовать на темы религиозные или около религиозные не желательно даже в шутку»

— Ну, что ты, Александр… smile Я до сих пор не созрел до такого понимания. Искренне тебе сочувствую. Да, действительно, часто набожные люди бывают куда агрессивнее атеистов, но не потому, что кто-то философствует на околорелигиозные темы, а по причине их собственной нетолерантности. Но отсюда же и межрелигиозная нетерпимость. В массе своей верующие, по моим наблюдениям, вполне адекватны, даже более, чем атеисты.

…А шишки иногда бывают полезны. bully

Инна, Ляйсан, благодарю за поддержку, за совпадение наших взглядов. thumbup

ирКа (сайт «Журналист-PRO» — ресурс закрыт)
Полностью согласна. Главное чтоб у человека голова была на плечах. Иначе Вера может нести в себе разрушительность личности и его «Я».
tsandr (сайт «Журналист-PRO» — ресурс закрыт)
Цитата В. Отшельник: «Как можно отрицать Религию с её тысячелетними традициями, мировоззрением, как носителя нравственности?»

Может быть, в том-то и дело, что религия прекрасно обходится без веры в Бога. «Мы можем приводить примеры, как из новейшей истории, так и периода средневековой инквизиции, когда за осатаневшими лидерами шли миллионы.»

Возможно ли, чтобы «осатаневшие лидеры» были верующими? Религиозными, то есть сноровистыми по части ритуала — запросто. Но как можно совместить веру в Бога с осатанением? Никак. Противоположности.

Верующий человек или следует завету с Богом, или нарушает его, что велено по делам распознавать. Убийца «во имя Божие» в Бога не верит, каким бы истово (а то и картинно) религиозным он ни был. Ибо сказано, что убивать нельзя. Если делаешь наперекор, идешь против Бога. Где же тут вера? Она-то и должна давать силы жить и действовать вопреки сатанинским повадкам мира сего. Способность к тому и есть доказательство веры. Во всяком случае, так было предложено отличать верующих от неверующих.

Кстати, вера не в Бога, а во «что-то», вряд ли может быть чем-то большим, нежели просто оборотом речи. Вера в Бога означает, что Он есть. А «вера» в коммунизм? Это скорее уверенность в достижимости цели, и только. Просто ошибка.

В. Отшельник

Цитата tsandr: «Кстати, вера не в Бога, а во «что-то», вряд ли может быть чем-то большим, нежели просто оборотом речи»

— Отождествлять понятие «Вера» с одной только верой в Бога считаю ошибочным. «Вера в Бога» — лишь одно из проявлений этого чувства, и появилось благодаря ему. Утверждать так, значит признавать право только на одно мировоззрение. Это — сектантский способ утверждения Истины.

Я что-то не пойму: Вы отделяете веру в Бога от самой Религии? Это что-то новенькое…

tsandr (сайт «Журналист-PRO» — ресурс закрыт)

Цитата В. Отшельник: «Я что-то не пойму: Вы отделяете веру в Бога от самой Религии? Это что-то новенькое…»

Разве? А вот буквально вчера у Архангельского на «Культуре» какой-то священно-начальник запросто отделил… и явно не ощущал себя при этом новатором.

Он же, кстати, и показал их несовпадение. С радостью, говорит, пошел бы снова громить выставку «Опасно, религия» и бить морды(!) устроителям. Он действительно верит в Бога? Тогда должен был бы скорбеть о душах заблудших и, глядя в глаза, поделиться с ними своими переживаниями, вызвать хотя бы сомнение в праве на кощунство. А он (с радостью!) только зло и ненависть преумножил, разве нет? Это — от Бога или от Дьявола?

Цитата В. Отшельник: «Отождествлять понятие «Вера» с одной только верой в Бога считаю ошибочным. «Вера в Бога» — лишь одно из проявлений этого чувства, и появилось благодаря ему. Утверждать так, значит признавать право только на одно мировоззрение. Это — сектантский способ утверждения Истины».

Спору нет, тут свое ощущение диктует свое понимание. Но как вера могла появиться без Бога — непонятно. Чем же она тогда отличается от приобретенного знания или уверенности, если не признанием того, что не от мира сего? Бог есть, но он не существует — в этом мире, не часть его. Тут действительно нужно нечто особенное для обозначения, не из повседневной практики. Не это ли верой назвали?
Если же верой называть просто готовность принять «на веру» что угодно, то само понятие пропадает, растекается. Называя что-то «верой», может быть, уподобляют вере некое представление о чем-то здешнем, земном. Что, в отличие от веры в Бога, можно и проверить. И никакого утверждения Истины. Просто новое знание о своем, земном.

В. Отшельник

Цитата tsandr: «какой-то священно-начальник запросто отделил… и явно не ощущал себя при этом новатором»

— У нас сейчас больше самодостаточных людей, чем истинно верующих…
Во мне то Вы кого видите?

Я бы с удовольствием продолжил с Вами полемику о «Вере». Но у нас с Вами нет фундаментального общего понятия, от которого мы оба могли бы отталкиваться в своих рассуждениях.
Я, к примеру, беру за основу толкование словарей, где «вера» не отождествляется однозначно с верой в Бога:
«1) Вера — Убежденность, глубокая уверенность в ком-чем-либо
2) Вера — Убежденность в существовании высших сил, божества
3) Вера — См. вероисповедание» (словарь Ожегова);
«Вера — ж. уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; | верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открыты» (Словарь Даля);

«Вера — — в отличие от религиозной традиции, в науке В. понимается как позиция разума, принимающего некоторые положения, которые не могут быть доказаны. В этом смысле В. противоположна знанию. К знанию мы относим то, что может быть проверено, подтверждено, обосновано, доказано. Однако далеко не все убеждения человека могут быть подвергнуты проверке и обоснованы. Часть из них принимается нами без доказательства, так сказать, «на веру», мы верим в то, что эти убеждения истин ны, полезны, хороши, хотя и не можем доказать это». (словарь логики).

Но Вы эти формулировки отвергаете, отождествляя веру только с верой в Бога. О чём же нам говорить? На базе каких исходных постулатов?


Facebooktwitterredditpinterestlinkedinmail

Добавить комментарий